Если говорить об искусстве скифов, то в первую очередь об их уникальной манере "зверином стиле". Вот что пишет российская ученая-археолог Елена Владимировна Переводчикова об указанном стиле:
- Тело животного в целом и отдельные его детали – ноги с копытами или когтями, рога оленей, клюв хищной птицы, глаза, уши, пасть зверя составлены из сходящихся под углом плоскостей. Эти плоскости образуют крупные грани с острыми ребрами, на которых создается неповторимая, свойственная только скифскому звериному стилю игра света и тени. Считается, что выработался этот прием сначала в вышивке, аппликации и резьбе по дереву. По-видимому, именно работа по дереву и натолкнула мастера на мысль о перенесении подобного приема и на другие материалы. Изображения зверей у скифов исполнялись из кости, рога, бронзы, золота, реже – из железа и серебра. Использовалась при этом самая разнообразная техника – литье, штамповка, чеканка, резьба и гравировка.
Звериный стиль был для зажиточных скифов. В основном он встречается на вооружении воинов-дружинников и знати - в украшении оружия, одежды и конской сбруе.
Все изображения в "зверином стиле" несут функцию оберегов и усиливающих какие-либо качества воина. Поэтому в "зверином стиле" выделяются определенные позы животных, их части тела, которые по мнению творца шедевров должны были усилить и обладателя вещей с элементами "звериного стиля".
С расширением географии расселения скифов, в "зверином стиле" появляются новые мотивы - из греческих мифов и восточных религий. Так, например на зеркале, найденном у станицы Келермесской (Адыгея) изображена богиня Кибела, и окружающие ее звери.
Есть достаточное количество археологических находок говорящих о влиянии на "звериный стиль" отдельных культур Ближнего Востока. Как например, Урарту и Ассирии. Изображения многих фантастических животных взяты из их мифологии.
Ареал происхождения "звериного стиля" до сих пор вызывает споры ученых. Известно только, что он возник одноактно в VII-VI веках до н.э.
Видимо на него повлияло какое-либо сильное художественное течение. Ученые называют его исток в Элладе, Сибири (как родине индоариев), Ближнем Востоке. Но пока точного ответа нет!
Развитие скифского искусства
Скифский "звериный стиль" весьма точно отображает географию расселения скифов. До V века до н.э. в основном изображаются пантеры. Это говорит о связи скифов с горными системами Средней Азии. Но с V века все чаще изображается степной хищник Западной Евразии - волк.
Мотив медведя
А чуть позже появляются и изображения медведя. Это говорит о проникновении скифов в лесостепную полосу. И значит, начале образования отдельного кочевого этноса - сармат. Именно им присущ антропоморфизм в виде изображения медведей.
Мотив кабана
В скифских курганах часто встречаются находки с изображением кабана. Кабан считался сакральным животным - своеобразным проводником между миром мертвых и живых (Хароном скифов😎). Это связано с его мощью в атаке и одновременно внешнем миролюбии как травоядного.
Мотив волка
Волков скифы изображали не совсем похожими на реальных. Связано это видимо было с обыденным страхом перед степными хищниками. Те появлялись внезапно. И встреча с ними не сулила ничего хорошего!
Фантастические звери
С волком также связаны различные изображения зверей, которые не имеют реальных прототипов. Видимо, скифы натерпелись от волков и считали их наиболее зловредными. По их образцу и создавали изображения различных фантастических животных.
Любимым стилем скифов были изображения животных, свернувшихся в кольцо.
Также много изображали различных хищников, которые вряд ли имеют аналоги в природе.
Мотив оленя
Но самым распространенным изображением в скифском "зверином стиле" было изображение оленя.
Каменные бабы
Устанавливали скифы и каменные бабы. Но в отличие от тюрок, для которых каменные бабы были напоминанием об их славных предках-воителях, для скифов каменные бабы были местонахождением родовые капища. Таким образом территория рода застолблялась за ним.
- По нашему мнению, – пишет археолог B.C. Ольховский, – изваяния представляют собой обобщенный символ единства мироздания, изображая центральный элемент упорядоченной Вселенной – вертикальную ось (ось мира, мировой столб, древо и т. д.). С течением времени антропоморфность данного символа усиливалась путем его персонификации – отождествления с образом первопредка-родоначальника, солярного героя-творца, земным „заместителем" которого выступала социально значимая личность – царь, военный предводитель, иной выдающийся член общества. Функционально скифские изваяния были и надгробными памятниками, и культовыми символами; они устанавливались на вершине кургана либо в центре святилища