Найти тему

Скифы-сколоты и окружающие их этносы - Скифское искусство как отображение географии расселения и истории этноса

Оглавление

Если говорить об искусстве скифов, то в первую очередь об их уникальной манере "зверином стиле". Вот что пишет российская ученая-археолог Елена Владимировна Переводчикова об указанном стиле:

  • Тело животного в целом и отдельные его детали – ноги с копытами или когтями, рога оленей, клюв хищной птицы, глаза, уши, пасть зверя составлены из сходящихся под углом плоскостей. Эти плоскости образуют крупные грани с острыми ребрами, на которых создается неповторимая, свойственная только скифскому звериному стилю игра света и тени. Считается, что выработался этот прием сначала в вышивке, аппликации и резьбе по дереву. По-видимому, именно работа по дереву и натолкнула мастера на мысль о перенесении подобного приема и на другие материалы. Изображения зверей у скифов исполнялись из кости, рога, бронзы, золота, реже – из железа и серебра. Использовалась при этом самая разнообразная техника – литье, штамповка, чеканка, резьба и гравировка.
Золотая бляха в виде пантеры.    Курган у ст. Келермесской, VII в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41
Золотая бляха в виде пантеры. Курган у ст. Келермесской, VII в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41

Звериный стиль был для зажиточных скифов. В основном он встречается на вооружении воинов-дружинников и знати - в украшении оружия, одежды и конской сбруе.

Золотая бляха в виде оленя.    Курган у ст. Костромской, VII–VI вв. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41
Золотая бляха в виде оленя. Курган у ст. Костромской, VII–VI вв. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41

Все изображения в "зверином стиле" несут функцию оберегов и усиливающих какие-либо качества воина. Поэтому в "зверином стиле" выделяются определенные позы животных, их части тела, которые по мнению творца шедевров должны были усилить и обладателя вещей с элементами "звериного стиля".

Фигура пантеры. Золото. Курган у с. Келермесской, VII в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41
Фигура пантеры. Золото. Курган у с. Келермесской, VII в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41

С расширением географии расселения скифов, в "зверином стиле" появляются новые мотивы - из греческих мифов и восточных религий. Так, например на зеркале, найденном у станицы Келермесской (Адыгея) изображена богиня Кибела, и окружающие ее звери.

Серебряное зеркало. Курган у ст. Келермесской, VII в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41
Серебряное зеркало. Курган у ст. Келермесской, VII в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41

Есть достаточное количество археологических находок говорящих о влиянии на "звериный стиль" отдельных культур Ближнего Востока. Как например, Урарту и Ассирии. Изображения многих фантастических животных взяты из их мифологии.

Сцены терзания с серебряной вазы. Курган Чертомлык 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41
Сцены терзания с серебряной вазы. Курган Чертомлык Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41

Ареал происхождения "звериного стиля" до сих пор вызывает споры ученых. Известно только, что он возник одноактно в VII-VI веках до н.э.

Видимо на него повлияло какое-либо сильное художественное течение. Ученые называют его исток в Элладе, Сибири (как родине индоариев), Ближнем Востоке. Но пока точного ответа нет!

Золотая оковка деревянного сосуда со сценой терзания (лев терзает горного козла). Курган № 8 группы курганов «Семь братьев», V в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41
Золотая оковка деревянного сосуда со сценой терзания (лев терзает горного козла). Курган № 8 группы курганов «Семь братьев», V в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/41

Развитие скифского искусства

Скифский "звериный стиль" весьма точно отображает географию расселения скифов. До V века до н.э. в основном изображаются пантеры. Это говорит о связи скифов с горными системами Средней Азии. Но с V века все чаще изображается степной хищник Западной Евразии - волк.

Роговой псалий с изображением голов кабана и волка.    Курган № 4 у с. Терновое, IV в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42
Роговой псалий с изображением голов кабана и волка. Курган № 4 у с. Терновое, IV в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42

Мотив медведя

А чуть позже появляются и изображения медведя. Это говорит о проникновении скифов в лесостепную полосу. И значит, начале образования отдельного кочевого этноса - сармат. Именно им присущ антропоморфизм в виде изображения медведей.

Изображение медведя на предметах из курганов скифского времени со Среднего Дона. Конец V–IV вв. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42
Изображение медведя на предметах из курганов скифского времени со Среднего Дона. Конец V–IV вв. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42

Мотив кабана

В скифских курганах часто встречаются находки с изображением кабана. Кабан считался сакральным животным - своеобразным проводником между миром мертвых и живых (Хароном скифов😎). Это связано с его мощью в атаке и одновременно внешнем миролюбии как травоядного.

Золотая фигурка кабана. Курган Хомина Могила, IV–III вв. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42
Золотая фигурка кабана. Курган Хомина Могила, IV–III вв. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42

Мотив волка

Волков скифы изображали не совсем похожими на реальных. Связано это видимо было с обыденным страхом перед степными хищниками. Те появлялись внезапно. И встреча с ними не сулила ничего хорошего!

Бронзовые конские нащечники с изображением волка. Курган № 10 у с. Колбино 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42
Бронзовые конские нащечники с изображением волка. Курган № 10 у с. Колбино Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42

Фантастические звери

С волком также связаны различные изображения зверей, которые не имеют реальных прототипов. Видимо, скифы натерпелись от волков и считали их наиболее зловредными. По их образцу и создавали изображения различных фантастических животных.

Изображение фантастического хищника (правый ряд) на предметах из курганов скифского времени со Среднего Дона, IV в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42
Изображение фантастического хищника (правый ряд) на предметах из курганов скифского времени со Среднего Дона, IV в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42

Любимым стилем скифов были изображения животных, свернувшихся в кольцо.

Бронзовая бляха с изображением свернувшегося в кольцо хищника. Курган Кулаковского, Крым, V в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42
Бронзовая бляха с изображением свернувшегося в кольцо хищника. Курган Кулаковского, Крым, V в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42

Также много изображали различных хищников, которые вряд ли имеют аналоги в природе.

Костяные фигуры хищной птицы и кошачьего хищника. Курган у Темир-Горы, Крым, Vile, до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42
Костяные фигуры хищной птицы и кошачьего хищника. Курган у Темир-Горы, Крым, Vile, до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42

Мотив оленя

Но самым распространенным изображением в скифском "зверином стиле" было изображение оленя.

Изображение оленя и лося в искусстве скифского времени на Среднем Дону 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42
Изображение оленя и лося в искусстве скифского времени на Среднем Дону Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/42

Каменные бабы

Устанавливали скифы и каменные бабы. Но в отличие от тюрок, для которых каменные бабы были напоминанием об их славных предках-воителях, для скифов каменные бабы были местонахождением родовые капища. Таким образом территория рода застолблялась за ним.

  • По нашему мнению, – пишет археолог B.C. Ольховский, – изваяния представляют собой обобщенный символ единства мироздания, изображая центральный элемент упорядоченной Вселенной – вертикальную ось (ось мира, мировой столб, древо и т. д.). С течением времени антропоморфность данного символа усиливалась путем его персонификации – отождествления с образом первопредка-родоначальника, солярного героя-творца, земным „заместителем" которого выступала социально значимая личность – царь, военный предводитель, иной выдающийся член общества. Функционально скифские изваяния были и надгробными памятниками, и культовыми символами; они устанавливались на вершине кургана либо в центре святилища
Каменное скифское изваяние.    Одесская обл., V в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/43
Каменное скифское изваяние. Одесская обл., V в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/43