Найти тему
Контур.Школа

Как стать финансистом? Интервью с экспертом

Оглавление

Об основах профессии финансиста беседовали руководитель направления «Бизнес и управление» в Контур.Школе Наталья Бровчук и эксперт, финансист и специалист по управленческому учету и бюджетированию Татьяна Папина.

— Татьяна, бытует мнение, что финансист — это продвинутый бухгалтер. Так ли это и любой ли бухгалтер может статьи финансовым специалистом?

— Чтобы ответить на этот вопрос надо развести понятия: кто такой бухгалтер и кто такой финансист. Действительно, оба специалиста работают с цифрами, но у них принципиально разные подходы и образ мысли.

Бухгалтер работает с документами, отражает уже свершившиеся операции, его интересуют показатели — все чисто, четко и по правилам. Он сфокусирован на том, чтобы отслеживать законодательство, грамотно и своевременно отчитываться в налоговой и пр.

Финансист — это другая сторона медали. Здесь речь идет про погружение в процессы, аналитику и планирование. В этой работе много субъективного, потому что много допущений.

Одна из основных сложностей, которые возникают при переходе из бухгалтерии в том, что сотрудник не может абстрагироваться от частных цифр и отчетов, не может взять из них нужную для анализа ценность или связать между собой процессы.

Кроме того, очень часто вакансии финансиста описывают так, будто это какой-то невозможный мир и нужен универсальный человек.

Например, простой бухгалтер по реализации: занимается отгрузками, готовит документы, знает, как в учете отражаются скидки, продажи и пр. У него хорошая теоретическая основа, он суперподкованный специалист — это его очень большой плюс. Но в описании вакансии он видит требование уметь рассчитывать юнит-экономику. В этот момент думает: «Я этого не знаю, закрываем. Расходимся». Хотя, по большому счету, если простыми словами объяснить, что такое юнит-экономика, он поймет, что в принципе делает сейчас то же самое, только с другого ракурса.

— А как принципе, люди попадают в финансовую сферу. С чего может начаться карьерный путь?

— Как и во многих других сферах, путь к профессии финансиста может быть разным. Выделяются три основных карьерных трека.

Первый и самый популярный я уже упомянула — путь из бухгалтеров. В какой-то момент специалисту становится скучно в рамках своих функций, хочется двигаться куда-то дальше, больше внедрить себя в бизнес. И финансы кажутся привлекательным направлением. Бухгалтер скорее всего не знает методов и инструментов анализа, не понимает терминов. Для погружения в тему нужно связующее обучение, которое раскроет принципы профессиональной деятельности. А потом уже можно самостоятельно углубляться в какую-то тему.

Узнать большеГодовая подпискаОбучение сотрудников разных профилей в одном учебном центре

Второй вариант — когда в профессию финансиста приходят из смежных сфер, например из аналитики или маркетинга. Это люди, которые уже имели дело с бизнес-анализом и умеют работать с цифрами кроссфункционально. Но здесь могут быть определенные проблемы с тем, что у них нет представления, откуда берутся данные, что такое учет и пр. И этот вариант тоже подразумевает промежуточные этапы в виде дополнительного обучения или передачи знаний от наставников.

И третий вариант — когда человек изначально начинает путь в области финансов, получает профильное образование и растет в этой профессии.

— Насколько важно, какова основа у будущего финансиста? Обязательно ли это должно быть экономическое образование?

— Высшее образование само по себе хорошая база, но гораздо важнее то, что человек извлек из нее, как принял на себя эти фундаментальные знания. Потому что на выходе все показывают разные результаты.

Кроме того, высшее образование — это все-таки про науку, в экономических специальностях много макроэкономики, математики, формул, графиков и гораздо меньше прикладной составляющей. У выпускников вузов за спиной нет еще никакого опыта, нет понимания, как работает бизнес и как полученную теорию приложить к реальным бизнес-процессам.

Для развития нужна практика, а дальше к профессиональному развитию подключаются программы дополнительного образования, когда ты уже понимаешь, как применить знания.

— Какова роль финансового специалиста в организации? Как в идеале должен выглядеть такой отдел в компании?

— Все зависит от масштаба бизнеса. В крупных организациях все максимально детализировано: один сотрудник ведет зарплату, другой — расчеты с контрагентами, третий работает с инвестициями, четвертый занимается финансовой аналитикой и пр. В компаниях поменьше эти функции будут просто сжиматься, а количество задействованных людей уменьшаться. Может быть и так, что вся тема финансов сосредоточена в одном человеке — бухгалтере.

Идеальный образ финансового специалиста — это не просто поддержка руководителя на техническом уровне. Это должен быть бизнес-партнер — так сейчас роль описывается во многих вакансиях. Правая рука руководителя: он ведет бизнес, а вы ему помогаете выбирать вектор, — что подразумевает полную синергию, то есть взаимодействие с обеих сторон. Если оно рушится, то эта функция теряет свою ценность.

В обязанности финансового менеджера входит стратегическое, операционное планирование. В его группу, в зависимости от масштабов бизнеса, могут входить специалисты по бюджетированию, планированию, аналитике.

Финансовый бизнес-партнер не просто составляет сложные отчеты и прогнозы, он должен полностью знать, что в бизнесе происходит. И в этом одно из основных отличий от бухгалтера. Нельзя быть сосредоточенным на конкретных цифрах, надо понимать процессы.

— Мы много слышим о регулярном обучении бухгалтеров, а как понять финансисту, что пора повышать квалификацию, получать новые знания?

— Бухгалтеры, действительно, часто проходят всякие курсы, потому что идут постоянные изменения законодательства, надо отследить все новшества в учете и пр. Это процесс, выстроенный годами. А у финансистов это скорее изучение технических моментов. Чтобы обрабатывать огромный объем данных, надо применять соответствующие инструменты, конечно, нужно постоянно себя технически подковывать.

Потребность учиться возникает также при переходе из одной роли в другую. Например, бухгалтер, маркетолог или аналитик достиг своего потолка и хочет двигаться дальше.

В этом случае стоит изучить вакансии, посмотреть, каких знаний вам не хватает для интересующей позиции, возможно, походить на собеседования. Это поможет определить образовательную составляющую, без которой переход не состоится. И здесь все зависит от исходной базы: бухгалтеру нужно создавать надстройку, которая позволит видеть взаимосвязи процессов, а аналитику — освоить основы финансового учета, чтобы понимать, откуда берутся цифры в отчетах.

Далее появится потребность углубляться в темы в зависимости от того, как сотрудник мигрирует в рамках финансового департамента.

Есть еще одна ситуация — это естественное развитие бизнеса. Например, у вас одна химчистка, дела идут хорошо, и вы планируете расширяться и открывать сеть химчисток. Какие новые финансовые функции появляются? В микробизнесе достаточно бухгалтера, который ведет весь учет. Как только бизнес переходит на новый масштаб, возникает потребность анализировать, повышать эффективность, планировать работу комплексно. И тут руководитель может нанять стороннего человека с опытом или растить финансиста из своего бухгалтера.

— А какой вариант самый комфортный для бизнеса: брать специалиста извне или обучать своего сотрудника?

— Мое мнение, что и для бизнеса, и для сотрудника идеальный вариант — внутренний переход. Если приходит новый человек, все равно какое-то время уйдет на то, чтобы он погрузился в специфику компании, понял, как и что работает.

Бухгалтер, который трудится в компании не первый год, быстрее и проще вникнет в процессы. Но надо понимать, что это тот случай, когда не стоит экономить. Бухгалтер не сможет с ровного места начать регулировать работу 20 химчисток, работать с клиентской базой, планировать акции и пр. Он должен перестроить мышление, и ему в этом нужно помочь.

В крупных компаниях, где выстроена система мотивации, обучения и тренингов, есть такая разбивка 70/20/10: 70% — на самообучение, 20% — помощь старших товарищей, наставничество, а оставшиеся 10% — внешнее обучение.

Это хорошие, здоровые практики, когда руководители на год выстраивают план развития сотрудника: и внутренние, и внешние тренинги, и помощь коллег.

Спланировать обучение сотрудников разных профилей, сделать процесс планомерным и эффективным, поможет Годовая подписка Контур.Школы.

— Есть такое распространенное мнение о том, что для выхода на новый уровень достаточно просто почитать книжки. Насколько это справедливо?

— Конечно, можно книжки почитать, задачи порешать, но тренироваться надо «на кошках», то есть понимать, как знания лягут на реальную жизнь. Если посмотреть на глобальные системы международной сертификации, там задачи выстроены в формате кейсов. Должна быть имитация бизнес-ситуаций, в которых надо просчитать, например, юнит-экономику, создать утрированную модель реального мира, которую затем протестировать.

Если практики нет, то неясно, как это богатство знаний применить в жизни. И тут еще возникает вопрос у того, кто оплачивает обучение: а зачем?

Важно и то, каким образом подается теоретическая часть. Она тоже должна быть практико-ориентированной. И это большая беда высшей школы, когда очень много абстрактного.

Поэтому, когда руководитель ставит задачу обучить сотрудника, надо смотреть в сторону курсов дополнительного образования: чтобы это было простым языком, чтобы слушатель получил новые инструменты и знал, куда их применить и как скомпоновать.

Человек должен выйти просветленный и заряженный развивать бизнес. Ведь даже самые короткие обучающие сессии — это прекрасная мотивация, у сотрудников 100% запускаются какие-то процессы, с которыми он потом идет и реализует новые идеи — всегда есть потом какой-то порыв.

— А хотела еще поговорить о международных сертификациях типа АССА, CIMA, CFA, CIA: насколько они сегодня применимы и важны в России?

— У этих сертификаций сейчас есть один большой минус — они все уходят. Можно, конечно, дополнительно изучать англоязычные ресурсы, смотреть видео- и текстовые материалы, но в текущих условиях актуально делать основную ставку на локальный рынок обучений.

Сейчас дополнительное образование тоже развивается в направлении международных финансовых программ и многое берет оттуда. Знания становятся более применимыми к реалиям.

Зарубежное образование может стать подспорьем, где специалисты будут черпать знания, но не стоит его сейчас рассматривать как основное.

— Мы уже много сказали про обучение, а вот как работодателю выбрать финансового специалиста? Есть ли какие-то системы оценки квалификации?

— Знаете, в бухгалтерии есть утвержденные профстандарты, по которым можно оценить уровень нанимаемого специалиста. В сфере финансового менеджмента такого нет, и отбор не выстроен.

Часто люди пытаются получить место в крупных компаниях с именем, и в случае перехода это играет свою роль — часто, действительно, встречают по одежке. Но процесс отбора очень комплексный, просто какого-то сертификата или записи в трудовой недостаточно. Важно показать, как ты активно начинаешь с цифрами работать, что ты умеешь и насколько ты понимаешь, как себя аналитик должен вести. Вот одна из задач образования — донести будущему финансисту, что от него ждут.

На курсах Контур.Школы преподаватели не только предлагают слушателям много кейсов из реальной российской практики. Мы объясняем суть финансовой функции: специалисту — что входит в его задачи и какие задачи будет ставить работодатель, руководителю — зачем ему нужен финансист и как выстроить эффективное взаимодействие.