Найти тему
СПИД.ЦЕНТР

«Число голодных дедушек и бабушек росло в геометрической прогрессии»: кто кормит пожилых людей в России?

В трех городах России — Петербурге, Челябинске и Новосибирске — есть кафе, в которых каждый день пенсионеров кормят бесплатными обедами. Сейчас таких заведений шесть. Запланировано открытие еще трех точек. Растет и география проекта — в ближайшее время готовится открытие в Москве и Туле.

Наше знакомство с Александрой произошло четыре года назад. Я не только журналист, но и просто креативно-активный человек. И открывала производство «живой» итальянской пасты в Петербурге. Мы выпускали яркие цветные макароны (спасибо свекле, шпинату, моркови и чернилам каракатицы) для правильного питания из цельнозерновой муки. Спустя полгода после запуска мы меняли технологическую карту изделий. У нас был большой запас на складе, и мы стали думать, «куда его деть». И в соцсетях сам нашелся «ДоброДомик». Идея бесплатно кормить дедушек и бабушек нам показалась интересной, и мы отдали им партию своих необычных макарон. А через пару дней мы уже рассматривали фотографии стариков, которые как дети радовались такому необычному обеду. Это осталось в памяти. Совместно со «СПИД.ЦЕНТРом», мы решили узнать, что сейчас происходит в их сказочных кафе.

Вы наверняка встречали таких людей, рядом с которыми совсем ничего не страшно. Знакомьтесь — Александра Синяк, президент фонда «ДоброДомик», член общественной палаты Петербурга, обладательница звания «Женщина 2023 года» в категории «благотворительность». Яркая, харизматичная женщина, с глубокими глазами, в которых так много сердечной доброты. Она создала и развила сеть благотворительных кафе, в которых пожилые люди обедают бесплатно.

— Как пришла идея помогать старшему поколению?

— Меня никогда не посещали мысли о благотворительности. В 2013 году у меня родилась дочь с диагнозом ДЦП. По прогнозам врачей, она не должна была ходить, говорить и слышать. Моя жизнь изменилась кардинально за один день. Чтобы заработать деньги на реабилитацию ребенка, я решила стать предпринимателем. И открыла свое кафе. Я была и директором, и администратором, и официантом в одном лице.

В октябре 2017 года к нам зашел пообедать дедушка. Я смотрела, как он перебирал в руках мелочь. И у меня возникло желание ему помочь. Я не могла взять с него деньги, ведь не обеднею на этот один единственный обед. Зная о гордости старшего поколения, чтобы его не обидеть, я сказала, что у нас такая акция — «всем пенсионерам обед бесплатно». Дедушка стал приходить каждый день. Для меня это стало обычным добрым делом, которое грело душу. Все наши посетители интересовались жизнью дедушки, спрашивали, где он, что с ним. А через три недели я не смогла выйти на работу по причине трагических обстоятельств. Мне пришлось попросить официантку подменить меня. И к сожалению или к счастью, я забыла ее предупредить о нашей специальной и секретной акции для единственного человека. Конечно, выполняя свою работу, она взяла с дедушки оплату за обед. И он уже никогда не вернулся.

Меня мучила совесть. В течение недели я просыпалась с мыслями о нем. Мне очень хотелось его вернуть. И мне пришло в голову написать пост в социальных сетях, где было всего 100 друзей. Я написала, что если каждый человек, кто занимается общепитом, будет кормить по 10–20 стариков бесплатно, у нас в стране не будет нуждающихся. К утру этот пост набрал 10К репостов и кучу комментариев. Тогда я впервые узнала, что 10К — это 10 тысяч. Удивилась и поехала на работу в полной уверенности, что ничего не поменялось. Ну, хотя бы потому, что люди старшего поколения не сидят в социальных сетях. В 12 часов в кафе зашла первая бабушка и с порога начала тихонько плакать, показывать нам документы и пустой кошелек, уверяя, что она не купила ничего, кроме жизненно необходимых лекарств, картошки и морковки. А денег от пенсии не осталось. Мы покормили ее бесплатно. Уходя, она спросила, может ли рассказать о нас своей знакомой, которая похоронила своих детей. Мы покормили и ее.

На следующий день у нас было 4, потом 8, потом 16 человек. Количество голодных дедушек и бабушек росло в геометрической прогрессии. И достаточно скоро встал вопрос — либо мы продолжаем вести коммерческую деятельность кафе, либо кормим пожилых людей бесплатно. Отказать я не могла. Хоть и осознавала, что финансовых средств на аренду и зарплаты у меня не будет. Но мы сделали этот шаг, начали кормить пенсионеров бесплатно. По 180–200 человек каждый день.

— Как проходят обеды?

— Каждый будний день в любом городе, где есть «ДоброДомик», с 12:00 до 16:00 любой пожилой человек может прийти на бесплатный благодарный обед. Они присаживаются за столик, их обслуживают официанты-волонтеры. Мы относимся со всей теплотой, заботой и благодарностью к нашим гостям. Нет никаких очередей за блюдами. В наш обед всегда входит салат, суп, второе с гарниром, хлеб, компот. Например, витаминный салат, куриный бульон, гречка с курицей. Мы всегда учитываем важную особенность — любое наше блюдо должно быть мягким. Не всегда у дедушек и бабушек есть возможность пережевывать пищу. Очень радостно, что у нас в регионах, как правило, есть партнеры-кондитеры. Благодаря им мы можем иногда включать в обед пирожное или кусочек торта.

— Сколько волонтеров вас поддерживают?

— На зарплате у нас очень маленькое количество персонала. Только повара, мойщицы и администраторы. Все официанты — волонтеры, и их много. В каждом кафе ежедневно работают по пять человек. У нас есть график, в котором они записываются: кто в какой день готов помогать. Присоединиться и помогать может любой желающий. Достаточно написать нам сообщение в социальных сетях или оставить заявку на нашем сайте.

— Как вы понимаете, что пожилой человек, пришедший на обед, нуждается в помощи?

— Мы запустили действительно адресную помощь. Сказать, что он нуждающийся, может любой человек. Но в «ДоброДомик» приезжают те, кому это необходимо. У нас скромные обеды. И, чтобы до нас добраться, нужно потратить свое время. И все это ради самых простых блюд. Поэтому к нам не поедут те, кто не нуждается в реальной помощи.

Помимо самих обедов пожилым людям необходима социализация и общение. Пока мы молодые, у нас куча дел, мы стараемся все успеть. И это не всегда получается. А многие бабушки и дедушки просыпаются каждое утро с осознанием, что им некуда идти, их никто не ждет. А поездка в «ДоброДомик» для них — это повод «выйти в свет».

— Был ли момент, когда вы думали, что затея с «ДоброДомик» провальная и лучше заняться чем-то другим?

— У меня опускались руки, и не раз. Но я никогда не сдавалась. Помню первый год проекта, когда я кормила пенсионеров в гордом одиночестве. У нас не было финансирования вообще. Зато было много долгов, кредитов и даже микрозаймов. В один из дней мы, накормив всех желающих, остаемся в опустевшем зале с поваром. И он сообщает, что на завтра у него нет никакого мяса, чтобы приготовить обеды. Я поднимаю руки вверх и произношу: «Можно мне, пожалуйста, 23 кг мяса на неделю. Я не делаю ничего плохого. Я смогу развить этот проект, все получится». В этот момент открывается дверь, заходит неизвестный мне мужчина с лотком в руках и говорит, что принес 23 кг курицы. Так в «ДоброДомик» начали происходить чудеса.

— Наверняка это не все чудеса?

— Конечно, нет. Проекту был год, но никаких глобальных результатов он не показывал. У меня было ощущение бешеной гонки. Как белка в колесе: утром закупка продуктов, днем обеды, вечером подработка в такси, чтобы заработать себе на жизнь и перекрыть затраты проекта.

Тем временем моя особенная дочь, которая по прогнозам врачей должна была быть прикована к инвалидной коляске, встала и пошла. Мы даже прекратили реабилитацию. Это самое настоящее чудо и моя главная жизненная мотивация. На данный момент она учится в обычной общеобразовательной школе. Отличница. Я искренне убеждена в том, что улучшение здоровья и качества жизни дочки — это награда за мою полноценную отдачу.

— В чем вы видите самую большую сложность старшего поколения? Почему они вынуждены обращаться за помощью?

— Как бы это странно ни звучало, но сложность не в минимальных пенсиях. А в отношении детей к родителям. Я знаю много пожилых людей, от которых отказались дети. У них своя жизнь, семьи, проблемы и ипотеки. И они не помогают своим папам и мамам. Мне кажется, эту проблему нужно решать на государственном уровне. Доносить до общества, насколько важно заботиться о родителях. Чтобы это было заложено в наш менталитет. Я много общаюсь с партнерами из других стран, у них другое отношение к старшему поколению. И «ДоброДомик» во многих странах был бы неактуален. Но в России он имеет успех. Потому что старики одинокие.

— Какую помощь пожилые люди могут у вас получить, кроме обеда?

— В каждом кафе у нас есть «Кабинет решения проблем». Его суть в том, что дедушки и бабушки приходят в него со своей трудностью, а выходят без нее. Это возможно благодаря нашим партнерам из разных сфер деятельности. Мы можем помочь приобрести жизненно важные лекарственные препараты, сделать небольшой ремонт, купить какую-то технику. И последний вопрос стоит достаточно остро. Если у пожилого человека с минимальной пенсией сломалась стиральная машина, у него никогда не будет возможности купить себе новую. А стирать руками в преклонном возрасте тяжело. Наша миссия — защитить старшее поколение, и вместе с партнерами мы найдем выход даже из самой сложной ситуации.

— С кем вы сотрудничаете?

— Мы открыты для сотрудничества со всеми организациями. Чем больше добра в мире, тем лучше. Мы стараемся помогать тем, кто кормит бездомных людей. К нам могут обратиться другие фонды, и мы с удовольствием предоставим залы наших кафе под их мероприятие, чтобы им ничего не приходилось арендовать. Так как гости нашего кафе занимают его только с 12 до 16 часов. В другое время работает только кухня, делая заготовки. Мы за максимально доброе партнерство.

— Помогать просто?

— Помогать сложно. Но невероятно круто. И раз это невероятно круто, ты не замечаешь сложностей. Когда начинаешь помогать, то по-другому смотришь на мир. Отдавая свое время, энергию и другие ресурсы во благо других людей, в твою жизнь приходит все, что действительно тебе необходимо. Да, бывают моменты тотальной усталости. Но я смело могу сказать, что сейчас живу жизнью, о которой мечтала. Это летать между «ДоброДомиком» и отдавать все больше добра.

— Что самое сложное в вашей деятельности?

— За последние шесть лет работы «ДоброДомика» я постоянно кого-то хороню. И с каждым годом эта тенденция усиливается. Это всегда тяжелая история.

— А в чем источник вдохновения?

— Секрет прост: я получаю истинный кайф от того, что делаю. Сейчас, когда получается масштабироваться, моя душа ликует. Открытие новых «ДоброДомиков» — это всегда праздник. Очень значимый для дедушек и бабушек. Для них это спасение. В качестве благодарности они крестят наших сотрудников и волонтеров. Это дорогого стоит. Наша миссия важна и значима. Значит, все не зря.

— Как помочь тем, кто помогает?

— Амбициозный план Александры — открыть тысячу кафе с благотворительными благодарными обедами для пожилых людей по всей России.

Если этот проект в вас откликается, вы можете его поддержать. Быть добрым и выразить благодарность старшему поколению просто. На официальном сайте фонда можно оплатить и подарить от себя один обед пожилому человеку.

Также у проекта «ДоброДомик» есть свой бизнес-клуб партнеров. Вступить в него легко. Нужно подать заявку на сайте. Так сеть необычных и важных кафе будет развиваться и масштабироваться.