Где располагалась эта башня? Как внешний вид определил её многочисленные названия? Для чего сооружение строили первоначально, и что там размещалось намного позже? Правда ли, что конце 19 века конструкция сильно пострадала от тяжёлых папок с бумагами? Куда вели потайные ходы из башенного подземелья? А также - как общественности удалось отстоять сооружение от новой постройки до революции? И как так вышло, что башню в советское время полностью восстановили, а уже через несколько лет снесли? Об этом и не только расскажу сегодня.
Скромная, но важная
Все мы знаем, что ещё 100 лет назад самый центр Москвы окружала стена Китай-города. Строили её в 1530-х годах, как оборонительное укрепление, по проекту итальянского инженера Петрока Малого (настоящее имя Франческо Анибале). Помимо крепостной стены на всём протяжении стояли башни. Некоторые со временем обзавелись воротами для проезда. Какие-то так и не приобрели этой функции. Сейчас от некогда мощных укреплений не осталось практически ничего - буквально несколько построек в районе площади Революции. То, что вы можете увидеть вдоль Китайгородского проезда, это восстановленная копия.
Одна из башен Китай-города располагалась в районе современной Старой площади, около Ипатьевского проезда. Свою известность она приобрела благодаря интересной форме. Историки разных периодов характеризовали её по-своему. Одни называли "Безымянной", другие "Круглой", третьи "Многогранной" или "Гранёной". Последние варианты ближе к истине. Они точнее отражали форму сооружения. Если сравнивать эту постройку с некоторыми другими, то можно отметить практически полное отсутствие декора. Взгляните, например, на старые фотографии соседних Ильинских ворот и Варварской башни. Можно увидеть разницу в оформлении.
Всё дело в том, что Гранёная башня (буду использовать в статье это название, так как оно мне больше нравится) всегда обладала исключительно оборонительной функцией. На это указывали мощные габариты сооружения. Башня расширялась книзу, имела многочисленные бойницы. Ко всему прочему, в башню не упиралась никакая крупная улица. Поэтому, когда защитное предназначение Китайгородская стена утратила, здесь не стали, например, делать ворота.
Разрушительная бумажная сила
Если честно, то про Гранёную башню где-то с 18 столетия вообще забыли. Никто не следил за её состоянием. Ко второй половине 19 века постройка начала разрушаться, а шатровая крыша куда-то подевалась. На фотографиях тех времён вы уже видели, что сооружение ничем не было закрыто сверху. Но всё это не помешало использовать ветхую башню для государственных нужд. Её решили приспособить под хранение документов губернского архива. Никакого ремонта правда не делали. Просто положили многочисленные бумаги на не самые прочные перекрытия.
Закончилось это всё плохо. В 1880-х годах старые перекрытия верхнего яруса не выдержали огромного веса губернских бумаг и сломались. От этого уже не устояли и нижние конструкции. В итоге всё провалилось до самого подземелья. С одной стороны, очень грустно. Однако, с другой, археологи получились доступ в уникальные помещения Гранёной башни. Уже в начале 20 века они смогли обнаружить здесь следы потайных ходов. Проёмы оказались заложены кирпичами пару столетий назад. Куда они вели, сказать трудно. Некоторые исследователи полагают, что в восточную часть современной Москвы. С уверенностью историки лишь говорят о том, что по тоннелям можно было преодолеть ров, который когда-то располагался вдоль стены.
В 1910 году Гранёную башню вновь решили приспособить под городские нужды. На этот раз рядом захотели разместить уже новое здание внушительных размеров. Внутри планировали обустроить полицейское отделение. Башня при таком раскладе либо оказывалась полностью закрытой, либо вообще подлежала сносу. По этому вопросу в источниках нет единой позиции. К счастью, археологам и защитникам старины удалось Гранёную башню отстоять. Тогда эти объединения имели большую силу. Чего только стоила история с трамваями на Красной площади. Ссылка на материал об этом будет в конце статьи.
Восстановили, чтобы уничтожить
В середине 1920-х годов московские власти разрешили провести масштабную реставрацию Китайгородской стены и её сооружений. Руководил проектом архитектор Николай Виноградов. Если почитать его дневники, то можно заметить, с каким трепетом и уважением он относился к порученной ему задаче. В числе прочих построек тогда удалось восстановить и Гранёную башню. Её конструкции укрепили, а внешнему облику вернули былой блеск. Наконец-то, спустя века, снова появилась крыша. Благодаря ей башня стала выглядеть цельной и более привлекательной.
Несмотря на недавнюю реконструкцию, уже в 1934 году Китайгородскую стену начали сносить. В газетах древние сооружения называли "никому не нужным археологическим хламом" и в принципе встретили инициативу восторженно. Против были только представители искусства и, конечно же, археологи. Они, в частности, до последнего пытались отстоять хотя бы Гранёную башню. Но не получилось. Архитектор Виноградов, который буквально несколько лет назад занимался восстановлением этих же самых стен, с грустью наблюдал происходящее. Вот запись из его дневника за 12 апреля 1934 года:
"Вчера <...> пришёл К.А. Верещагин, который очень расстроен уничтожением памятников материальной культуры: Китайгородской стены и пр. Он говорил, что метро запросило огромное количество гранитного щебня, для перевозки которого потребовалась бы не менее громадная цифра вагонов <...>. Тогда нашлись спецы и дали заключение, что гранитный щебень можно заменить кирпичным и тотчас загремела Китайгородская стена".
Уже после распада СССР в окрестностях бывшей Гранёной башни разместилась администрация президента. Начались разговоры о возможном восстановлении не только этой постройки, но и всего участка бывшей стены Китай-города от Варварки до Ильинки. Однако в ходе обсуждений пришли к выводу, что всё это будет смотреться, как "откровенный новодел". Поэтому сделали только металлическую ограду в стилистике 2-й половины 19 века. Естественно речи о восстановлении Гранёной башни в будущем уже не идёт. Вряд ли когда-нибудь она покинет список навсегда исчезнувших достопримечательностей Москвы.
Для тех, кому интересно, история с запуском трамвая на Красной площади, и как на это повлияло мнение общественности:
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!