Найти тему
Птица-Сибирь

«ГРАВИТАЦИЯ»: притяжение будет здесь

«Материя». Context. Diana Vishneva
«Материя». Context. Diana Vishneva

Новосибирск на две недели станет центром актуального театра, фестиваль, родившийся в 2019 году в театре «Старый дом», выходит на новую орбиту, притягивая к себе всё самое интересное и популярное.

С 18 по 31 октября в Новосибирске пройдёт III Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ», который проводится в партнерстве с Фестивалем «Золотая Маска» — при поддержке министерства культуры Новосибирской области и национального проекта «Культура».

В 2019 году в театре «Старый дом» родился фестиваль актуального театра, который за два проектных сезона набрал творческую силу и занял важную культурологическую нишу, утвердившись в статусе крупнейшего события в сфере культуры на федеральном уровне. Движение вперёд — это необходимое условие для развития, поэтому в 2023 году фестиваль трансформировался в другую форму, взяв из прошлого свои лучшие и вневременные кейсы. Главная миссия «ГРАВИТАЦИИ» остаётся неизменной — знакомство зрителей с лучшими театрами современности, работающими в разных художественных и организационных системах: государственных и частных, драматических и пластических, а также связывающих себя с идеями современного искусства.

  • «У фестиваля есть своя интересная и последовательная концепция, — говорит генеральный директор «ГРАВИТАЦИИ» Татьяна Ильина, ставшая в этом году новым лицом фестиваля. — Команда проекта всегда демонстрировала дифференцированный подход к составлению афиши, привозя в Новосибирск штучные спектакли, которые делали общую картину фестиваля яркой и разнообразной. Испытываю огромную благодарность к команде фестиваля, которая продолжает делать эту очень важную для города работу».

«Место, которого еще не было». Проект Ксении Михеевой и СТД РФ. Санкт-Петербург
«Место, которого еще не было». Проект Ксении Михеевой и СТД РФ. Санкт-Петербург

В этом году «ГРАВИТАЦИЯ» притянет на свою театральную орбиту коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и Казани, собрав на своих площадках 14 спектаклей и проектов. Основной площадкой фестиваля традиционно станет театр «Старый дом», часть спектаклей пройдет на сценах «Глобуса» и «Красного факела». Главная интрига «ГРАВИТАЦИИ» — драматические спектакли фестивальной афиши, которые зритель ждёт с нетерпеливой радостью: а что покажете? Новосибирская публика в хорошем смысле «избалована» фестивалем, который каждый новый сезон открывал для сибиряков дверь в большое искусство. Благодаря фестивалю зрители в своё время познакомились с творчеством Константина Богомолова, Максима Диденко, Юрия Муравицкого и других топовых режиссёров современности, чьи философские высказывания помогают лучше понять контекст сегодняшнего дня. В этом году арт-директор фестиваля Оксана Ефременко вновь отобрала для афиши «ГРАВИТАЦИИ» самые интересные и важные спектакли, которые, по ее мнению, транслируют вечные фундаментальные ценности искусства и человеческого бытия. Зритель сможет увидеть спектакли Петра Шерешевского, Марата Гацалова, Антона Фёдорова, Юрия Муравицкого.

«ГРАВИТАЦИЯ» продолжит генерировать миры, где люди смогут разговаривать на языке искусства о важных для них вещах.

Фестивальное движение призвано объединить в едином смысловом пространстве зрителей, актеров, кураторов, режиссёров, перформеров, психологов, критиков и литераторов, – словом всех, кто хочет и дальше говорить, смотреть, слушать и участвовать. И в этом людям помогут активности, зашитые в двухнедельное фестивальное полотно: зрительские обсуждения, читка-перфоманс, лекция в жанре «софт-лекция» под присмотром психотерапевта, секретные прогулки-квесты с артистами «Старого дома», мастер-класс по созданию спонтанной хореографии вместе с танцевальной компанией GLYPTIC DANCE COMPANY и многое интересное другое.

  • «Слоган фестиваля «Притяжение будет здесь» как будто собирает нас в одну точку и концентрирует в едином конкретном пространстве, – рассказывает программный директор «ГРАВИТАЦИИ» Анастасия Москалева. – Поэтому все наши интересные жанры и локации ожидают вас в октябре – в период с 18 по 31 октября. Следите за нами в наших социальных сетях, будет интересно».
«Последнее чаепитие». Проект Ксении Михеевой. Санкт-Петербург
«Последнее чаепитие». Проект Ксении Михеевой. Санкт-Петербург

«У фестиваля есть логика открывающего сознания, позволяющая нам посмотреть на что-то классическое и традиционное с новой стороны, — уверена Оксана Ефременко. — С одной стороны наш фестиваль, который мы делаем два года, выбирает что-то новое — с молодёжным взглядом на реальность. А с другой — нам интересен популярный театр, который будет собирать большую аудиторию. Есть желание показывать театр современный, но в то же время открытый, демократичный, внятный».

Важной особенностью афиши «ГРАВИТАЦИИ» станет высокая представленность в программе лучших образцов современного пластического искусства, получивших огромное развитие в российском театральном пространстве последнего десятилетия. Коллаборация Фестиваля «Золотая Маска» и Фестиваля актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ» позволила включить в основную афишу три уникальных пластических спектакля, которые стали всероссийским событием. Это два проекта Ксении Михеевой (Санкт-Петербург) — «Последнее чаепитие» и «Место, которого ещё не было». И проект «Vasilevadanceco» Ольги Васильевой (Санкт-Петербург) — «Адам и Ева». К «ГРАВИТАЦИИ» присоединится и фестиваль Context. Diana Vishneva, который представит в Новосибирске танцевальное произведение от шести постановщиков «Материя».

  • «"ГРАВИТАЦИЯ" — это уникальный фестиваль, который готов демонстрировать современные театральные формы, — сказал Юрий Яшкин, заместитель начальника управления профессионального искусства, культурного наследия и образования регионального министерства культуры Юрий Яшкин. — И это важный вклад в позиционирование Новосибирской области как культурной столицы Сибири, в которой есть место развитию не только классического искусства, но и искусства XXI века».
«Место, которого еще не было». Проект Ксении Михеевой и СТД РФ. Санкт-Петербург
«Место, которого еще не было». Проект Ксении Михеевой и СТД РФ. Санкт-Петербург

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • 18 октября — «Котлован». Театр «Старый дом», Новосибирск
  • 19 октября – «Идиот». Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург. (сцена театра «Красный факел», начало в 19:00)
  • 20 октября – «Я танцую, пока ты смотришь на меня», театральная компания «немхат», Пермь (сцена театра «Старый дом», начало в 19:00)
  • 21 октября – совместный проект фестиваля «Гравитация» и «Горький +», Москва. Подробности уточняются.
  • 22 октября – «Адам и Ева». Проект «Vasilevadanceco», Санкт-Петербург (сцена театра «Старый дом», начало в 17:00 и 20:00)
  • 23 октября – «Последнее чаепитие». Проект Ксении Михеевой, Санкт-Петербург (сцена театра «Глобус», начало в 19:00)
  • 23 октября — «Господа Головлевы». Никитинский театр, Воронеж (сцена театра «Красный факел», начало в 19:00)
  • 24 октября – «Место, которого еще не было». Проект Ксении Михеевой и СТД РФ, Санкт-Петербург (сцена театра «Глобус», начало в 19:00)
  • 24 октября – SAK-SOK. Театр MOÑ, Казань. (сцена театра «Старый дом», начало в 21:00)
  • 25 октября – «Ребенок», Камерный театр, Воронеж (сцена театра «Красный факел», начало в 15:00 и 20:00)
  • 26 октября – «Саша, привет!», Театр Наций, Москва (сцена театра «Красный факел», начало в 20:00)
  • 27 и 28 октября – «Где ты был так долго, чувак?». Театр «Место», Москва (сцена театра «Старый дом», начало в 19:00)
  • 29 октября – «Вавилон». Театр «Старый дом», Новосибирск (сцена театра «Старый дом», начало в 18:00)
  • 30 октября – Материя. «Context. DianaVishneva». (сцена Новосибирского музыкального театра, начало в 19:00)
  • 31 октября – «Дачники». Театр «Старый дом», Новосибирск (сцена театра «Старый дом», начало в 19:00)

«Адам и Ева». Режиссёр и хореограф Ольга Васильева, Санкт-Петербург
«Адам и Ева». Режиссёр и хореограф Ольга Васильева, Санкт-Петербург

Главная фишка фестиваля — это хореографические спектакли, которые входят в каталог лучших образцов пластического жанра последних лет. Дыхание времени через жест и движение, проблема острого экзистенциального выбора, человек и его духовная природа, — вот что сегодня волнует хореографов современности. В этих спектаклях нет привычного для зрителя нарратива, но есть процесс постижения человеческой природы через мысль, изречённую телом. Пластические спектакли-истории о человеке — в фестивальном путеводителе «Сноба».

КОЛЛАБОРАЦИЯ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ» И «ГРАВИТАЦИИ: АНТРОПОЛОГИЯ В ПЛАСТИКЕ

«Адам и Ева». Режиссёр и хореограф Ольга Васильева, Санкт-Петербург

22 октября, театр «Старый дом», начало в 17:00 и 20:00

Этот спектакль театральные критики сравнивают с поэзией Анны Ахматовой, когда из повседневных жестов рождается волшебство другой реальности, где люди начинают видеть этот мир через призму вечности. Да, человек смертен, но по праву рождения он постигает пространство и время с помощью «оптики» первых людей, проживая собственные и уникальные моменты осознания себя, других, внешнего и внутреннего миров. Наверное, наша миссия здесь заключается в обычном, но, всё-таки, удивительном — жить, любить, творить, размышлять, спорить, думать и задавать своей душе главные вопросы — кто мы и куда? Хореограф Ольга Васильева рассказывает историю о человеке через образы, чувственные движения, соединяя романтику и бытовую линию.

«Последнее чаепитие». Проект Ксении Михеевой. Санкт-Петербург

23 октября, сцена театра «Глобус», начало в 19:00

Пьеса Антона Чехова «Дядя Ваня» стала для хореографа Ксении Михеевой «точкой отправления» в глубины человеческой психики. Это настоящие путешествие «к себе», где чеховские образы прорабатываются танцовщиками как некие архетипы, живущие в нашем коллективном бессознательном. Что нас сегодня роднит с чеховскими героями? Попытка осознать прошлое и настоящее, чтобы не потеряться в бесконечном будущем? Зритель встретиться с нежными и смешными чудаками, которые будут выяснять отношения, грустить, влюбляться и переживать одиночество, рассказывая свои истории на языке тела. Мы все живём в гигантском аквариуме, пряча свою уязвимость за шутками, чаепитиями и пустыми разговорами. Но аквариум может вдруг лопнуть. И что тогда?

«Место, которого еще не было». Проект Ксении Михеевой и СТД РФ. Санкт-Петербург

24 октября, сцена театра «Глобус», начало в 19:00

Силу слова нельзя недооценивать — особенно сегодня. Слово может стать инструментом созидания, а может — наоборот — разрушить привычный мир. Да, сегодня оно обесценено, но именно слово может связать нас в единое целое, соединив вербальным мостом человеческие души. Природу этой силы изучает Ксения Михеева — через острую красоту движения тела и магию сцены, которая внезапно дает ответы на главные вопросы: почему свобода слова другого человека начинается там, где заканчивается моя? Где проходит водораздел между личной свободой и общественным дискурсом? Сильной метафорой обесцененного и ушедшего в тираж слова становится бахрома свисающих с колосников микрофонов, — в них герои спектакля постоянно, но безуспешно силится что-то сказать. Очень сильный спектакль в плане эмоционального воздействия на человека.

ДВИЖЕНИЕ. ПЕРФОМАНС. ЧЕЛОВЕК

«Материя». Context. Diana Vishneva

30 октября, на сцене Новосибирского музыкального театра, начало в 19:00

Это уникальный спектакль от молодых и ярких хореографов современности, которые объединили в одном высказывании «пластический нарратив» разных хореографических языков и разнообразие стилей современного танца. В разные годы эти авторы, определяющие сегодня вектор развития современного танца, заявили о себе в рамках фестиваля Context: Константин Кейхель, Эрнест Нургали, Ольга Лабовкина, Ольга Васильева, Ольга Тимошенко, Владимир Варнава. Исполнители – танцгруппа Context: Людмила Воронина, Даниил Кирилко, Алина Костарева, Рената Назметдинова, Александр Носов, Любовь Савчук, Арсений Смирнов, Ангелина Фёдорова, Ринат Ханджян.

Кто эти тени-фигуры в черных облегающих комбинезонах? Лиц не видно, да и есть ли они? Танцовщики моделируют на сцене новую реальность, позволяющую зрителю посмотреть в глубь себя — есть ли в тебе душа? И как сохранить её в этом всепобеждающем движении, которое связывает людей, космос и время? В финале танцовщики снимают маски, отвечая на этот вечный вопрос: сохранить человека в себе можно только с открытым лицом.

SAK-SOK. Режиссер и хореограф Нурбек Батулла. Театральная площадка MOÑ / творческое объединение «Алиф». Казань

24 октября, сцена театра «Старый дом», начало в 21:00Сюжетная основа – древний

В основу спектакля лёг татарский баит о братьях Саке и Соке: жили, дружили, но поссорились из-за наконечника стрелы — мать прокляла братьев, превратив их в птиц. Но для хореографа Нурбека Баттулы было бы слишком очевидным просто «рассказать» эту историю — он уводит зрителя во времена сотворения мира, где грохочут тектонические плиты, а Каин и Авель вновь схватились в братоубийственной схватке над «пропастью во ржи». Танцовщики «выпрыгивают» из тел, используя зооморфную пластику — первобытная экспрессия, брутальность, возведённая в ранг абсолюта. Как сказал о спектакле театровед Павел Руднев: «Это наскальная живопись, скачущая в сполохах огня».

«Я танцую, пока ты смотришь на меня». Концептмейкер Саша Шумилин
Режиссёр Дарина Чиркова.
Театральная компания «немхат». Пермь.

20 октября, сцена театра «Старый дом», начало в 19:00

В этом спектакле перформеры танцуют о себе — здесь нет геометрии точного хореографического рисунка и чётко выстроенного алгоритма сюжета. Это «здесь и сейчас», где 16 перформеров рассказывают зрителю истории о себе — через сиюминутный импрессион. Кстати, очередность эпизодов перформеры узнают во время показа, реагируя телом на проблемы дня сегодняшнего.

По материалам фестиваля «ГРАВИТАЦИЯ»