Курсантские годы - День рождения и ночные происшедствия (часть 61.1)

102 прочитали

В этой истории, которую я хочу рассказать сегодня, есть место как для реальности, так и для мистики. Конечно, можно было бы обойтись без упоминания мистики, но тогда рассказ стал бы менее ярким, так как я не смог бы передать те острые ощущения, которые испытал. Без мистики мой рассказ не был бы таким полным и интересным.

 нЦентральный вход на территорию ТВВСКУ (ТВТИ), г. Тольятти
нЦентральный вход на территорию ТВВСКУ (ТВТИ), г. Тольятти

В течение всего времени моего обучения в военном училище со мной происходили загадочные и необычные события. Я был скептиком и не верил в мистику, но жизнь подбрасывала мне новые загадки, и мне приходилось признавать их существование. С каждым годом невероятных событий становилось все больше, но я не мог принять их, так как воспитывался в период воинствующего материализма, который отрицал все, что связано с религией и верой в божественное происхождение человека на Земле. В то время я не верил ни во что сверхъестественное и считал веру людей в Бога заблуждением из-за их невежества.

Я был курсантом военного училища и на четвертом курсе был принят в кандидаты членов КПСС. Сейчас я могу говорить об этом открыто, но тогда мои рассказы вызвали бы насмешки со стороны товарищей и моих командиров. Не представляю, чем бы все это могло закончиться для меня. Уверен, что ничего хорошего не было бы. До выпуска оставалось всего два месяца, и, хотя история начинается с моего дня рождения в училище, придется заглянуть в прошлое.

Хронология событий того дня выстроилась в одну большую логическую цепочку, словно кто-то знал, что должно произойти. Частично я уже рассказывал об этих событиях в предыдущих статьях, но они были в других рубриках, а не в этой про курсантские годы. Рассказ получился длинным, поэтому я разделил его на части.

Последний день рождения, встреченный в военном училище

11 мая 1982 года был вторник, обычный будний день. В этот день мне исполнилось 22 года. День был ничем не примечательный, и я не ожидал каких-либо особенных событий. В день рождения курсанта, как правило, командиры поздравляли его и, если у него не было задолженностей по учебе, поощряли внеочередным увольнением в город.

Я не строил грандиозных планов на этот день и не ожидал ничего особенного. Единственное, что я хотел сделать - это отправиться на ближайший телеграф, чтобы заказать телефонный звонок в Ленинград и поговорить со своей женой. Других планов на этот день у меня не было.

Необъяснимое желание написать письмо маме

Утром, как обычно, начался день с подъема и физической зарядки с пробежкой на 3 километра. Затем мы привели себя в порядок, прошли построение и утренний осмотр, а после завтрака весь личный состав вернулся в расположение роты. Каждый курсант отправился к своему рабочему месту, где стояли чертежные доски, заменяющие нам кульманы. Мы работали за ними, чертили чертежи, каждый готовил свой дипломный проект. Поэтому не было необходимости лишний раз подходить к кому-либо из товарищей.

Свобода заключалась в том, что нас никто не подгонял и не стоял над душой. Мы сами планировали, чем и когда заниматься. В любой момент можно было отойти от своего рабочего места, например, чтобы сходить в туалет или немного размяться, позаниматься спортом. Короче говоря, сделать перерыв в работе. При этом не нужно было отпрашиваться у кого-то или докладывать об этом. Было только одно обязательное условие для всех - не мешать своим товарищам работать и не отвлекать их без особой необходимости.

Конечно, в тот день я думал о своем дне рождения и вспоминал свой город, свою маму, а также свою жену и дочку. Мне также вспоминались события четырехлетней давности, когда через две недели после моего 18-летия
умерла моя мама. Тогда, во время ее похорон, я поссорился со своими родственниками и ушел из дома. У меня были очень большие обиды, и я не хотел никого видеть из своих родственников. Даже отец долгое время не знал, что я поступил в военное училище и уехал учиться в другой город. По сути, если бы я не женился на первом курсе, то мне и ехать было бы не к кому, так как никто меня не ждал. Потом я и сам долгое время хранил свою обиду. Женитьба не была каким-то расчетом, просто так сложились обстоятельства. Позже, спустя годы, некоторые из моих друзей говорили мне, что многие другие курсанты из нашей роты, в том числе из нашего взвода, просто завидовали мне. Если бы они только знали тогда, что было у меня на душе, то не завидовали бы мне. Мне и сейчас это кажется абсурдным, так как не было того, чему можно было бы завидовать.

Первое странное событие и мое необъясненное поведение

В 10 часов утра я покинул свое рабочее место и направился в свой класс. Там я сел за свой стол, который служил нам партой. Затем достал листок бумаги из полевой сумки, которая висела сбоку. Взял в руки авторучку и написал на этом листке только два слова: "Здравствуй, мама!".

Хоть я и не спал и был в полном здравом уме, все мои действия были бессознательными. Я задумался о том, с чего начать свое письмо. Это было мое первое письмо, которое я решил написать своей маме из военного училища. Раньше мне не приходилось этого делать, так как моей мамы не было на этом свете уже четыре года.

"Что со мной происходит? - подумал я. - Кому я хочу написать письмо? Маме? Куда? На тот свет? Может быть, я сошел с ума? Нет, я не сошел с ума, просто я много думал о ней сегодня. Вот и навеяло на меня какое-то затмение".

Я встал из-за стола и оглянулся, чтобы убедиться, что в классе больше никого нет, кроме меня. У меня было странное чувство неловкости и стыда за свои действия, словно я занимался там чем-то неприличным и меня могли увидеть за этим занятием. Я боялся, что кто-нибудь увидит, как я пишу письмо маме, и сочтет меня ненормальным. Мне пришлось разорвать листок на мелкие кусочки и вернуться к своему рабочему месту. По пути я зашел в умывальную комнату, чтобы выбросить обрывки листа в мусорное ведро и помыть руки.

"Как бы мама была рада за меня, если бы была жива. Скоро я окончу училище, получу лейтенантские погоны и уеду служить в какую-нибудь часть. Обязательно заберу туда с собой жену и дочь. Правда, сначала нам нужно помириться. Хотя мы и не ссорились, но нужно восстановить наши прежние отношения. Я знаю, ей было очень нелегко без меня все эти годы. И, если она по-прежнему любит меня, то все поймет и простит. Хотя я ни в чем не виноват перед ней. Кроме нее у меня никого не было и нет. У нас все будет хорошо. Нужно обязательно позвонить ей в Ленинград и сказать, что я очень скучаю по ним. Сказать, что меня больше нет никого роднее ее и дочери", - думал я, пока возвращался к своему рабочему месту.

И вот я снова стоял за своей чертежной доской и работал. Мои мысли были заняты расчетами и черчением. На то, чтобы думать о чем-то постороннем и печалиться при этом, у меня просто не было времени. Нужно было думать о деле.

Повтороное желание написать письмо маме

Через час, ровно в 11 утра, я снова был в своем классе. Я сел за свою парту, достал листок бумаги и взял в руку ручку. Когда я уже собирался писать, я поймал себя на мысли, что снова хочу написать на листе бумаги фразу: "Здравствуй, мама!". Но на этот раз я ничего не написал, а просто встал из-за парты, убрал все письменные принадлежности и пошел к своему рабочему месту.

"Что касается мамы, то я просто скучаю по ней. Я думаю о ней, и это навевает на меня странные мысли. Да, другие курсанты пишут письма своим матерям, но я не могу этого делать. Хватит уже обманывать себя, у меня просто больше нет мамы", — признался я себе, и на душе стало очень тоскливо.

Когда-то незадолго до поступления в училище, я встретился на улице с майором из райвоенкомата. Мы с Лилей шли по улице, а за нами шли мои родственники. Мы направлялись к автобусной остановке, чтобы поехать на кладбище и посмотреть могилу, выкопанную для мамы.

— У вас, что, свадьба? - спросил у меня майор, увидев моих родственников, которые, обогнав нас, поздоровались с ним.

— Нет, — тихо сказал я, — похороны. У меня несколько дней назад умерла мама.

— Тогда тебе тем более нужно поступить в военное училище, — сказал мне майор, поглядел на Лилю и добавил. - А со свадьбой не спеши, еще успеешь.

Я осознал, насколько он был прав, только в училище. И это было даже хорошо, что я находился не в Ленинграде, а в Тольятти. У всех мамы были где-то, и у меня тоже мама была где-то, а не рядом со мной. Долгое время я просто обманывал себя, говоря себе, что не могу ее видеть, как и другие мои товарищи не могут видеть своих матерей. В глубине души мне очень хотелось верить, что она не умерла.

"Моя мама не умерла, она находится в другом городе. Разница лишь в том, что я не могу ее видеть. Никто не может писать письма на тот свет", — все четыре года я врал себе, когда вспоминал и думал о маме.

Не забывайте своих матерей, пишите им письма, звоние, навещайте
Не забывайте своих матерей, пишите им письма, звоние, навещайте

В училище я был занят учебными занятиями и другими курсантами. Дома, во время отпусков, я был занят женой. Она привлекала все мое внимание, оставляя немного времени для общения с дочерью. Правда, в последние разы все было наоборот. Я почти не видел своей жены, зато дочь была со мной все время. И вот теперь эти странные порывы написать письмо маме в 10 и 11 утра. Я нашел в себе силы успокоиться и больше не пытаться это сделать.

Сначала командир взвода назначил меня в наряд по роте

Наступило обеденное время. Как обычно, нашу роту построили и направили в столовую для приема пищи. Перед этим было взводное построение, на котором командир взвода сообщил, что я должен буду заступить в наряд по роте вместо одного из курсантов нашего взвода. Он не объяснил причину.

— Есть заступить в наряд по роте, — ответил я и ушел вместе со всеми в столовую.

"Командир взвода просто забыл, что у меня сегодня день рождения", — подумал я. - "Ничего, за много лет на гражданке я уже привык к тому, что люди забывают о моем дне рождения и вспоминают об этом позже".

Как-то так получалось, что в эти дни я всегда был чем-то занят. Когда я работал на АТС, то тоже всегда был на работе. Все поздравления были позже. Все началось со смерти дедушки, который умер в мой день рождения, когда мне было пять лет. Мама всегда переносила торжество на другой день. Я обижался, но она упорно молчала.
Тайна открылась случайно, за несколько дней до ее смерти. Я простил маму, но никогда никому не напоминал о своем дне рождении. А если меня и поздравляли, то празднование я переносил на другой день.

Поэтому у меня не было обиды на своего командира. Жаль было только, что я не смогу позвонить жене. Но для себя я решил, что сделаю это позже, в другой день.

Справедливость востержествовала

После обеда мы вернулись в роту. У нас было немного свободного времени, а потом состоялось новое построение взвода.

— Курсант Малютин! - произнес лейтенант.

— Я!

— Выйти из строя на два шага! - приказал командир, и я вышел.

— Товарищи курсанты, — продолжил лейтенант, — пока вы были на обеде, я заглянул в свой блокнот и увидел в нем запись, что сегодня у курсанта Малютина день рождения. Сегодня ему исполнилось двадцать два года. Давайте поздравим его. А почему вы, товарищ курсант, не напомнили мне об этом перед обедом, когда я назначил вас в суточный наряд по роте?

— Мы в армии, товарищ лейтенант. Вы произвели замену дневальных и назначили в суточный наряд по роте меня, значит, у вас были для этого причины. Приказы выполняются, а не обсуждаются.

— Хорошо, товарищ курсант. За хорошую службу и успешную подготовку к защите дипломной работы, объявляю вам внеочередное увольнение! После построения можете готовиться к убытию, разрешаю убыть до утра.

— Есть внеочередное увольнение, товарищ лейтенант! — сказал я.

- Хорошо. Встаньте в строй, товарищ курсант! - приказал командир.

В наряд по роте в качестве дневального был назначен другой курсант. Почему командир взвода решил отпустить меня до утра, я не знаю. Может быть, он, помня тот день, когда
меня не отпустили на свадьбу друга до утра и я вернулся с нее в нетрезвом виде, решил подстраховаться? Но, то была случайность и стечение обстоятельств. А может быть, это была его благодарность за то, что я не напомнил о своем дне рождения и согласился заступить в суточный наряд. Не знаю, но больше склоняюсь ко второму варианту. Употреблять спиртные напитки я не собирался, а идти в увольнение до утра мне было не к кому и некуда. Зато можно было не спешить с возвращением в училище к определенному часу. Как бы там ни было, но мне было приятно.

Навестил товарища, прежде чем уйти в увольнение

После построения я отправился в каптёрку старшины роты, чтобы переодеться и подготовиться к увольнению в город. Получив увольнительную записку, я не спешил покидать территорию училища.

В 3 часа дня я зашёл в медсанчасть, чтобы навестить своего друга Сергея Туркина. Как оказалось, на 9 мая, когда мы ходили на парад, мы четыре раза попадали под кратковременные дожди. После парада Сережа ушёл в увольнение. Он рассказал мне, что гулял с Татьяной по городу и они ещё пять раз попадали под дождь. В результате он немного простыл, и на следующий день из-за повышенной температуры его положили в медсанчасть.

— Привет, ну как ты? - спросил я у Сергея.
— Знаешь, нормально. Я вот думаю, стоило ли мне вчера сюда приходить?
— Стоило, Сережа, — сказал я. - Ничего страшного, если ты проведёшь здесь пяток дней. Наверстаешь дипломную работу. А я сейчас иду в увольнение. Крищук меня отпустил до утра в честь дня рождения.

— О, это хорошо, тогда ты просто должен заехать к Татьяне. Скажи, что я не смогу прийти в увольнение. Заодно и причину ей объяснишь, — сказал Сергей.

— Я хочу лишь сходить на телеграф, чтобы позвонить жене в Ленинград и пообщаться с ней. А там не знаю, что буду делать. Думал, может быть, в кинотеатр сходить и посмотреть какой-нибудь фильм, — сказал я.

— Нет, ты обязательно должен заехать к Татьяне, — сказал Сергей.
— Она и так поймёт, что тебя не отпустили. Потом, сегодня не выходные дни, а вторник. Не пришёл, всё понятно, не смог, не отпустили. А так узнает, что ты в медсанчасти лежишь, волноваться будет, — аргументировал я.

— Ладно, не хотел тебе говорить, но мы с Таней готовились к твоему дню рождения. Хотели сделать тебе маленький сюрприз. У нас и подарок для тебя есть. Ты заедешь?
— Может быть, как-нибудь в другой день отметим это событие? Тебя из медсанчасти выпишут, тогда и соберёмся все вместе, — сказал я.
— У тебя день рождения сегодня, поэтому ты сегодня должен заехать к Татьяне, а все вместе мы соберёмся в другой день, — сказал Туркин.
— Хорошо, заеду.

После посещения Сергея я покинул территорию своего училища.

Продолжение следует

В следующей части я расскажу о тех событиях, которые произошли со мной в городе. Не знаю, было ли все произошедшее в увольнении самым мистическим событием за все годы моего обучения в военном училище, но определенно, оно оставило яркий след в моей памяти и повлияло на мое мировоззрение в будущем.

Упамянутые статьи и ссылки на них

Цикл моих статей под рубрикой "Курсантские годы":

Первый курс (начало) - Второй курс (начало, часть 26) - Третий курс (начало, 5часть 40) - Четвертый курс (начало 49) - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58.1 - 58.2 - 59 - 60 - 61.1 - Продолжение

Подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзен, оставляйте комментарии и делитесь понравившимися статьями.

Всем здоровья!