Теплый летний вечер. Мне нужно на вокзал и через полтора часа у меня поезд. Так как ехать мне примерно полчаса, я через популярное приложение заранее вызвал себе такси, поскольку загруженность была высокая и машину ждать дольше обычного. Я намеренно не уточняю агрегатора, потому что это не самое главное в данном случае. Прошло не более двух минут и мне пришло уведомление о том, что мне назначена такая-то машина с таким-то номером. Ждать примерно двадцать минут. Ну ничего страшного, я вполне себе укладываюсь в график. Проходит чуть более 25 минут и мне приходит уведомление, что меня ожидает заказанное такси. Я выхожу и единственное, что я увидел, то что мое такси уезжает прочь от меня... Да к такому повороту событий я не был готов. Благо есть номер для связи, я позвонил водителю, на что мне он ответил, что ехать далеко и он за эти "копейки" не собирается меня везти.
Теплый летний вечер уже не воспринимается в прежнем контексте. Это уже долбаный вечер, я опаздываю на поезд, а у меня завтра в другом городе с утра важное судебное заседание. То есть мне нельзя опоздать на поезд от слова "никак"! На мое счастье подъехал мой сосед. Он не успел заехать к себе во двор, я его буквально готов был умолять отвезти меня на вокзал, поскольку ждать новое такси было уже без вариантов, либо очень рискованно. Сосед без проблем отвез меня на вокзал, я успел на свой поезд и в этот раз для меня все закончилось благополучно. Но я в дороге выяснил, что я не один такой - жертва кидалова со стороны такси. Таких много, даже очень много. Это просто поставлено на поток у водителей.
Углубившись в тему вопроса мне показалось необходимым с ним разобраться.
Что получается: таксист, если у него невысокий рейтинг, когда получает заказ видит только адрес отправления и сумму, за которую он повезет пассажира. Когда он приезжает на заказ и отмечается, что он на месте, ему прилетает конечный пункт и когда он его видит, то зачастую понимает, что эта сумма очень мала для такой поездки. Здесь стоит сразу оговориться, что "маленькая стоимость поездки" для всех разная. Кто-то готов за поездку заработать 100 руб., кто-то считает это неприемлемой оплатой его труда. В принципе, и те и другие правы по-своему. У нас, собственно рыночные отношения, какую хочу цену, такую и устанавливаю. И вот этот таксист, когда подъезжает на заказ и видит маленькую стоимость поездки не желает везти пассажира и дальше несколько вариантов развития событий: просто отказывается от заказа и уезжает (как в моем случае), просит, чтобы отменил пассажир (и иногда они соглашаются) или требует доплатить за поездку и тогда повезет.
Дело в том, что политика агрегатора Яндекса, Убера или другого настроена таким образом, чтобы водитель исполнял максимальное количество заказов и зарабатывал не на дороговизне заказов, а на объемах. Естественно это не устраивает водителей. Но еще больше не устраивает пассажиров то, что их "кидают" такие вот водители. Ведь если я просто собрался вечером в ресторан, то я без проблем подожду другого водителя, если этот отказался от меня. Но что делать в той ситуации, которую я описал выше, либо в любой другой ситуации, когда время играет против тебя? Это волнует только пассажира, но никак не водителя.
Пообщавшись на эту тему с водителями я ожидаемо не нашел поддержки с их стороны, все как один утверждали, что это вина агрегатора такси, мол это они устанавливают такие условия, при которых им (водителям) невозможно работать. Но они продолжают работать. Естественно никто в минус работать не будет, поэтому раз продолжают, значит прибыль есть, а неудобства для пассажиров - это вопрос десятый.
Справедливости ради, надо заметить, что не все водители так рассуждают, мне попадали и те, кто тоже считает, что не всегда заказы выгодны и порой приходится везти пассажира "в ноль", то есть без заработка с поездки, но они объясняют это тем, что раз они согласились работать в этой системе, значит должны принимать условия этой работы, а не подстраивать под себя в ущерб другим.
На самом деле, система двойных стандартов нигде не приветствуется. И, как выяснилось, она существует даже в такси. Лично я не считаю правильным такое поведение со стороны водителей. Я честно вызвал такси, я трезвый, не грязный, подтвердил готовность оплатить поездку по заявленной стоимости, а водитель берет и меняет правила просто на ходу. Это не правильно и не законно.
Водители к сожаление в большинстве своем люди юридически не грамотные и не понимают всей сути данной цепочки. Когда он пришел работать в такси через какого-то агрегатора, то он согласился с определенными условиями и условия эти изначально не в его пользу. Он согласился возить пассажиров за ту стоимость, которую ему назначит агрегатор, при этом ответственность за неисполнение обязательств по перевозке пассажира водитель несет лично.
Лично я пока что не встречал практики, чтобы в подобных случаях люди обращались в суд. Но я уверен, что практика уже есть и она будет расширяться. Большинство водителей считают, что отказавшись от заказа он максимум ухудшит свой рейтинг и получит какой-то мелкий штраф от агрегатора. Однако это далеко не так. Если, к примеру, истец в суде докажет, что именно из-за отказа водителя везти пассажира к месту назначения, он с женой и ребенком опоздал на поезд в Москву, откуда он должен был улететь на отдых в Доминикану, что именно из-за этого накрылась его путевка, за которую он не получит деньги, то сумма к взысканию будет уже не копеечная, да еще и услуги адвоката сюда прибавить. Большинство из таксистов впринципе не в состоянии будут выплатить такую сумму. А виной всему желание заработать на 300 рублей побольше.
Я надеюсь, что данная статья заставит задуматься хотя бы тех таксистов, которых я описал выше. Помните, что если вы работаете в сфере услуг, то должны осознавать ответственность, которая на вас возложена.
Комментарии и обратная связь всегда приветствуется!