Бобрый час, залётный путник!
Решили мы взять тему из одного из комментария одного из наших подписчиков.
«Пробежался и сегодня и вчера, поумнел, Набрался силы и здоровья, а завтра плавать пойду.
Что там древние греки по поводу плавания говорят?»
Напомню, что бег они, как и абсолютное большинство древних народов возводили в культ, говоря, что он является путем не только к здоровью, но и силе и даже уму.
А как обстояли дела с плаванием? Ведь сегодня все чаще говорят, что бег вреден и делает людей инвалидами, тогда как плавание – самое то.
Для начала немного информации более трезвой направленности. Человек эволюционировал как прямоходящее ходяче-бегучее существо, а не как дельфин или болотный бобр.
И, хотя нетипичные для хомо сапиенс виды активности могут приносить немалую пользу в качестве дополнения, основа должна соответствовать нашей эволюционной специфике.
Если же человек при этом развалится…
Это естественно. Так и должно быть! Ибо нечего отправлять на лесную тропу того, кто последние лет 10-ть просидел у монитора. Впрочем, в воду такого тоже лучше не пускать: может всплыть в непотребном виде.
Так что, господа-товарищи, если уж вы не настолько сильны, как наши далекие предки, то постарайтесь хотя бы недалеким не быть: не думайте, что вы за компом способны на то же, на что лет 300 был годен каждый встречный-поперечный. Чтобы делать то, что делали они – нужен курс молодого бойца и притом продолжительный.
Однако это была лирика.
Перейдем к той части древнегреческой истории, о которой в учебниках обычно не пишут, ибо современный подход к истории сводится к перечислению того, кто кого и в каком количестве убил, у кого это получилось, и лидера какой братвы поэтому нужно считать великим правителем.
Культура древних греков сводится к репродукциям десятка засиженных мухами статуй, упоминанию Фидия, Платона, Сократа и Аристотеля, да Гомерова эпоса в придачу. А древнегреческое плавание современному школяру не нужно – он должен про войны учить.
В итоге сформировался широко тиражируемый миф, будто бы греки не умели плавать вообще. В смысле совсем-совсем!
Увы, не верить тому, что широко тиражируется, сложно. Хотя, если подумать, то странно как-то получится, что народ, живущий на небольшом полуострове с изрезанными берегами, народ известный как народ-супермореход, бороздивший всё, что можно избороздить, да притом живущий в теплом регионе не имел плавать.
Т. е. вы же, конечно понимаете, что это всегда так: всякие там древние скандинавы плавают, японцы хотя и не сразу, но тоже плавали, притом в самурайских доспехах, неплохо плавали некоторые северные народы, где температура воды делала это хоть сколько-то оправданным, но тем, кто живёт у теплых берегов это ни к чему.
Кто-то даже придумал, будто бы греки боялись входить воду кроме как для мытья, поскольку считали, что вода есть место обитания разных богов.
Умора! Да у греков каждый куст был жилищем какой-то потусторонней сущности! Так что, получается, они и в кусты бегать боялись? Неужто в себе всё держали?
Вот чем принципиально в плане населенности ду́хами отличалось для эллинов море? Да примерно ничем! Чуточку менее предсказуемо, да и только.
Я уже молчу о «страхе оскорбить грозных богов моря». Ага: то есть смыть к ним с себя грязь – это нормально, главное плаванием не заниматься.
Надеюсь, простит мне читатель мои насмешки – натура такая. Но теперь, дав себе возможность поёрничать и поумничать, перейду к сухой сути.
Греки плавать, о ужас, умели. Не все, разумеется. Но если бы вы на глазах какого-нибудь Аристодема, Хирсо-присо-архимеда или Гисандра свет-Перкловича проплыли бы по какому-то пруду, не думайте, что ясное небо Эллады пронзил бы эллинский вопль:
«Уау!», о богиня, воскликни, при виде могучих
Плеч, разрезающих волны подобно триремы тарану!»
Нет, жевал бы эллин кусок сыра, поплевывал наземь, да и не особо интересовался бы вашими достижениями пловца.
Ибо хороших пловцов в Элладе хватало, и, хотя горные реки были не слишком пригодны для этого дела, но многочисленные заливчики и бухточки, как и в наше время, встарь нередко становились местами, где резвились любители этого дела, среди которых были не только юноши и девушки, но и вполне уважаемые мужи и жёны.
Плавание даже упоминалось в числе доблестей, которыми должен обладать любой человек, желающий считать себя гармонично развитым.
По мнению Платона, человек не умеющий плавать, мало чем отличается от неграмотного.
Его же коллега Аристотель, по своей привычке больше думал не о нравственной ценности и не о гармонии, а о практической пользе. Но и он тоже мимо плавания не прошёл.
Правда, сей, несносный, по воспоминаниям современников муж, больше интересовался не тем, плавать или не плавать, а тем, вода какой температуры более полезна для здоровья.
В итоге более чем за две тысячи лет до первого более-менее научного исследования пользы закаливания, заявил, что в холодной воде плавать полезнее.
Заодно отметил, что плавание в морской воде (той самой, которой, по мнению некоторых наших современников, считающих древних греков патологически суеверными, они панически боялись) намного полезнее, чем в водах пресных водоемов.
Но и это ещё не всё! Как известно, по сообщению византийских историков, воины восточнославянских племен дорусского периода могли часами проводить под водой, дыша через тростинку.
Насколько это было верным – неизвестно: средневековые и древние историки то и дело пересказывали одни и те же легенды, перенося их с одного народа на другой. Но, как бы там ни было, греки могли примерно то же самое: они были знакомы с подводным плаванием.
На тему оного они даже рассказали одну не слишком достоверную историю, на которые они были, словно прародители современных СМИ, большими мастерами. Однако в этой легендо-истории (в роли историка/сказочника - Фукидид) интересно то, что фантастическими там были обстоятельства. Само же плавание под водой подавалось без каких-либо восторгов – как норма.
Что касается того как именно плавали древние греки, то информации об этом немного. Но известно, что два главных вида – кроль и брасс – им были известны.
Насколько хорошо они плавали, никто не скажет. Можно только предположить, что вряд ли их достижения в этом деле были ниже чем в первой половине ХХ века.
Учитывая же более жесткий естественный отбор, они могли быть и более высокими. Во всяком случае, некоторые сообщения из других дисциплин позволяют заподозрить такое.
Но и особо доверять этим сообщениям тоже не стоит, поскольку литературный талант и буйную фантазию эллинов знают все.
Так что, подытожив мнение древних греков относительно физического развития и его связи с интеллектом, можно сказать следующее:
«Хочешь быть умным – бегай! Хочешь быть образованным? – Ещё и плыви!»
До встречи!