Хосе Ортега-и-Гассет, пожалуй, является самым ярким представителем испанской философии ХХ века. Его идеи всё ещё оказывают значительное влияние на современное общество и его взгляды на мир. О чём же рассуждал мыслитель и что в его работах стало революционным для своего времени?
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Краткая биография
Философ родился 9 мая 1883 года в Мадриде в довольно интеллигентной семье. Его отцом был писатель и журналист Хосе Ортега Мунилья, поэтому мальчик был с детства окружён обсуждениями вопросов гуманитарных наук. Образование он получал в Мадридском университете, где изучал право и литературу. Однако самообразование всё же интересовало его больше, поэтому этот период его жизни был наполнен изучением по большей части испанских и французских классиков. После окончания заведения Хосе в течение семи лет обучался в Германии, а по возвращении оттуда устроился в свой же университет в качестве профессора метафизики. Помимо этого, он преподавал философию, активно пропагандируя и распространяя в том числе и вне стен образовательного учреждения. Преподавал он вплоть до 1936 года.
С началом Гражданской войны в Испании Ортега-и-Гассет эмигрировал и какое-то время жил в нескольких других странах: Франции, Португалии, Аргентине и Нидерландах, хотя его здоровье на тот момент оставляло желать лучшего. Философ не поддерживал ни одну из сторон, а также до последнего был ярым критиком франкизма (режима, установившегося в Испании с приходом к власти Франсиско Франко) и коммунизма.
В 1948 году он вернулся домой, и вместе со своим коллегой Хулианом Мариасом открыл Гуманитарный институт, в котором продолжил преподавательскую деятельность, читая лекции о философии, социологии и истории.
Философ умер 18 октября 1955 года.
Основные работы
Литературным дебютом Ортеги стала книга «Размышления о Дон-Кихоте», выпущенная в 1914 году, а следом известность ему принесла лекция «Старая и новая политика». Благодаря этим работам философ в глазах критиков также выступил как прекрасный оратор, умеющий точно и искусно передать нынешнее положение общества в грамотной форме.
В 1923 он основал журнал «Revista de Occidente», в котором публиковались работы зарубежных учёных и философов, что помогло ему стать лицом интеллектуальной жизни Испании. Также Ортега-и-Гассет создал ежегодник «El Espectador» (рус. «Наблюдатель»), только здесь уже автором был лишь он сам. Таким образом, преследовал он одну конкретную цель — заинтересовать и обратить людей в философию. Говорил он в основном о социальных проблемах, а также о важности культуры и образования.
Далее выходят его работы «Дегуманизация искусства» (1925 год) и «Восстание масс» (30-е годы), последняя из которых приносит ему международную славу. В ней он впервые среди западных философов обозначает основные черты так называемого “массового общества” и массовой культуры с выделяющейся на их фоне элитой.
В общей сложности собрание его сочинений составляет 11 томов. При этом, помимо всего вышеперечисленного, среди наследия философа также есть сочинения об эстетике, истории, антропологии и многом другом.
Философские идеи
Теперь же давайте рассмотрим основные моменты философии Хосе Ортеги-и-Гассета:
- В центре его внимания по большей части стоят социальные проблемы общества
- История для философа является тем, что даёт смысл человеческому существованию и непосредственно становится важнейшим духовным опытом, формирующим личность
- Первый сформулировал и раскритиковал нормы “массового общества” на Западе, под которым понимал то, что сложилось после установления господства денежных отношений во всех сферах общества. Ему не нравилось, что каждая личность становится лишь частью толпы с какой-то навязанной извне ролью. Так каждый перестаёт быть индивидуальностью и им, соответственно, проще манипулировать
- Он был сторонником создания элиты — аристократической части общества, которая, в отличие от масс, способна на выбор в зависимости от собственных жизненных желаний
- Ещё одной чертой “массового общества” Ортега считал преобладание рационализма, поэтому призывал вернуться к более древним научным формам восприятия мира
- Стал основоположником рациовитализма — учения, согласно которому жизнь и разум едины. Истинной реальностью является жизнь. Разум же является основой всего познания людей и их поведения. При этом он уверен, что жизнь не исчерпывается одним только разумом, а лишь частично состоит из него. То, что разумно, по его мнению, не всегда действительно
- Критиковал стандартизацию и конформизм в культуре и подчёркивал важность свободы в творчестве
- Ортега выступал не за созерцание мира, а за сосуществование с ним. Думать для него значило двигаться, делать и добиваться чего-то в мире
Как-то так.
А что вы думаете о философии Ортеги? Знакомы ли с ней? Напишите в комментариях!
Автор статьи: Анна Коробко
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊