Уничтожение моста докажет, что Киев ещё на что-то способен, уверены в Институте Хадсона.
Закрепленный официально провал украинского наступления, в сочетании с неясностью перспектив военной и финансовой поддержки Украины, требует мощных пиарных ходов, которые позволят продемонстрировать миру (и американским налогоплательщикам) состоятельность украинского проекта и продлят его финансирование.
Очевидно, что в данном случае речь может идти о сугубо показательной акции, поскольку реальные военные успехи ВСУ в обозримой перспективе недоступны. Поэтому Брайан Кларк и Кан Касапоглу из Института Хадсона предлагают сосредоточиться на разрушении Крымского моста. Только такая цель, считают они, во-первых, достижима, а во-вторых может дать необходимый медийный эффект, способный затмить на некоторое время события на Ближнем Востоке и массовые разрушения в секторе Газа.
Нельзя назвать Кларка и Касапоглу стратегическими гениями, потому что они уверены — маршрут в Крым через Причерноморье крайне уязвим, и если поразить Крымский мост, то России придется удвоить усилия по защите северного маршрута в Крым.
Это, как минимум, странная идея в военном плане. Потому что любой знакомый с реалиями Крыма человек полностью в курсе того, что по Крымскому мосту военные грузы идут разве что в виде исключения. Как раз потому, что эта транспортная магистраль более уязвима. А северный маршрут содержит единственное условно уязвимое место — мост через Чонгар, который дублируется сухопутной дорогой через соседний Армянск. То есть, вероятность разрушения этого маршрута, без выхода украинских сил к Перекопу, равняется нулю.
Тем не менее, западные аналитики настаивают на разрушении Крымского моста, признавая, что задача это непростая. Рядом с мостом стоят баржи-мишени с уголковыми отражателями, затрудняющими наведение на мост. Действуют проверки грузовиков, появились (хотя и не сразу) боновые заграждения и прочие средства защиты.
На Западе сразу отметают возможность атаки моста авиацией. Украинские самолеты просто не долетят, их собьют массой способов, от авиационных патрулей до наземных комплексов ПВО.
Шанс появляется, считают западные военные аналитики, только если задумать стратегическую комбинированную операцию по уничтожению моста.
План состоит из нескольких этапов. Прежде всего, это выбивание российских систем наблюдения (корабельных и на суше) в Крыму и Херсонской области, уничтожение сил и средств ПВО. Эксперты предлагают массовый удар смешанным набором средств (дроны, крылатые ракеты, противорадарные ракеты, баллистические ракеты и вообще, что может летать), который сможет перегрузить российскую ПВО.
Потребуются разведданные. С этим, подчеркивают враги, у Киева проблем нет. Сейчас на Украину работает пять коммерческих фирм спутникового мониторинга, общая численность группировки составляет до 40 спутников.
Институт Хадсона предлагает наносить удары ATACMS, SCALP/Storm Shadow и немецкими Taurus. У семейства SCALP/Storm Shadow есть преимущество в виде сниженной чувствительности к глушению GPS «которое сейчас является обычным явлением по всей линии фронта на Украине».
SCALP должны поразить средства ПВО, а ATACMS предназначены для поражения самого моста. Проблемой является то, что крылатые SCALP запускаются с Су-24, к тому же их мало.
Истребители F-16, которые в настоящее время готовится для развертывания ВВС Украины, могут помочь смягчить эти ограничения. Хотя F-16 нелегко интегрировать со SCALP/Storm Shadow они могут нести немецкие ракеты Taurus KEPD-350.
Отсюда следует вывод, что, хотя Германия пока сопротивляется поставке «Таурусов», но к январю-февралю (запланированный срок поставки F-16) позиция может измениться.
В качестве дополнения к массе ракетного залпа, на Западе предлагают Киеву использовать ракеты «Нептун» и переделанные в ударный вариант зенитные С-200. Аналитики признают, что С-200 в лучшем случае попадет по мосту, не причинив ему критических повреждений, но смогут отвлечь российские средства ПВО.
Одновременно предполагается направить к Крымскому мосту морские БПА, а также насытить первый эшелон, задачей которого будет вскрытие позиций ПВО и их поражение, разнообразными дронами собственного и иностранного («Байрактар» или Akinci) производства.
Скоординировать такую атаку будет не просто — все средства имеют разные профили полета, скорость и дальность, но это разнообразие также даст преимущество ВСУ: российской ПВО придется отражать крайне разнообразную и хаотичную мешанину целей.
Что характерно: в Институте Хадсона признают, что такую атаку Украина просто не сможет реализовать в одиночку, без поддержки США и НАТО.
Безусловно, примерно половина того, о чем сообщили Кларк и Касапоглу, это мечты, помноженные на пафос. Крымский мост – это крайне очевидная цель, и к её обороне наконец-то начали относиться с должным вниманием. При всех сложностях, ВС РФ находят адекватные ответы на угрозы — например, ни один из массовых ударов врага по Крыму, с момента поражения штаба Черноморского флота, успеха не достиг.
Однако, идея массового удара «всем, что есть» — она достаточно привлекательна, и наверняка может быть врагом реализована. Кроме Крымского моста, в качестве целей возможны и другие объекты.
Соответственно, России необходима — не только для Крыма, а в принципе — многоуровневая система ПВО, способная бороться с воздушными дронами и другими целями, как наиболее приоритетной и вероятной угрозой. После украинского конфликта могут быть другие, и к ним нужно быть готовыми.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!