КАРЕЛИЯ-Ленобласть. Велопоход (День 4). Хелюля -Лахденпохья – оз. Саримуокка
О предыдущем дне велопохода читать по ссылкам: часть 1. Ладожские шхеры, часть 2. Валаам
Вчерашнее «завтра» очень быстро наступило. Так как мы пошли не по плану и остались на еще одну ночевку в гостевом доме – пришлось перестраивать маршрут. По плану наше «утро 4 июня» должно было начаться на берегу озера Пейкелусъярви (недалеко от Рауталахти), в 35 км от нашего гостевого дома в Хелюле. Что ж, придется нагонять.
Решено ехать по треку в сторону Лумиваары пока не устанем. Приметили несколько озер на карте, где можно будет разбить лагерь.
Намылись, собрали вещи – и в путь. Припозднились мы конечно, в 11:30 стартовать… Утро выдалось хмурым и прохладным. Но предвкушения от чего-то неизвестного и интересного - грели.
На выезде из Хелюли обнаружили аэродром. Не постеснялась расспросить проходившего мимо местного жителя. На карте значится как аэропорт «Сортавала». Прохожий сказал, что изначально аэропорт был построен для ЯК-40. Сейчас находится в частных владениях, даже для лесоохраны посадку не разрешают.
Уже дома попыталась найти поподробнее про этот аэродром. История существования уходит в период финского владения Приладожьем. Официально аэропорт существует с 1939 года. В 70-х годах аэропорт занимался пассажироперевозками (ежегодно до 10000 пассажиров). С начала 2000-х аэропорт патрулирует близлежащие леса на предмет возгорания. В новостях пишут, что будут строить в Сортавале аэропорт, сделав его центром развития малой авиации Карелии.
По словам мэра Сортавалы,
«До 2020 года этот аэропорт использовался только для принятия спецбортов: пожарные, санитарная авиация и так далее. Затем данный объект был сдан в аренду очень ответственному арендатору, который восстановил само здание аэропорта, комнаты отдыха пилотов, зал ожидания, восстановил и организовал заправку авиасудов на три вида топлива, привёл в порядок взлетно-посадочную полосу».
Ну вот теперь и думай, Марина Сергеевна, кому верить. Местным жителям или интернету. Буду верить, что этот прохожий был не совсем в курсе происходящего. Пока в интернете только громкие заголовки «Петербург и Сортавалу свяжет авиасообщение». В реальности бурной деятельности за закрытыми воротами аэродрома не наблюдается. Посмотрим, что будет дальше.
Решила в пути записывать заметки. На бумаге – неудобно на ходу. Да и в телефон тоже. Нашла оптимальный вариант – записывать на диктофон. По голосу и настроение вспомнить можно.
После 40 минут пути - запись на диктофоне «Какая хорошая весна: птички поют, цветочки цветут, ехать ****** тяжело». Оно теперь понятно, почему фото так мало в начале пути… Не до фото, войти бы в ритм. Спуски-подъемы, спуски-подъемы. Да еще и с грузом. Даааа, Марина Сергеевна, это вам не на Валааме кататься с рюкзачком на электросамокате.
В Заозерном с возвышения открываются живописные виды на озеро Хюмпёлянъярви. После Хотинлахти несемся со спуска к реке. Впереди подъем, но расслабляться нельзя. Саша научил меня трюку – начинать крутить педали еще на спуске, тогда подъем легче дастся. Но мимолетно вижу что-то интересное на реке, жму на тормоза. Ну вот, теперь в подъем не влечу, а буду втаскиваться как черепаха… Саша уже давно наверху. Вижу интересные пороги. Мимо проходит бабушка. Обменялись приветственными фразами. Говорит, ГЭС здесь раньше была.
Уже дома проверяю – действительно, ГЭС Туокслахти. В самом конце 19 века здесь был построен деревообрабатывающий завод на реке Китенйоки. Из-за непостоянства реки Китенйоки завод быстро обанкротился, и в итоге новый владелец модернизировал лесопилку так, что она стала еще производить электричество. Как долго существовала ГЭС – нет данных. Сейчас остались лишь развалины…
«Птицы поют – красота. И мы сейчас будем петь» - звучит мой голос из диктофона. И действительно, с песней мне как-то легче. Людей мало, можно и поголосить.
В районе пос. Хаапалампи заметили очень много борщевика. Ничего себе, я думала он только у нас в Тверской области тусуется. Он прям вдоль улиц поселка растет, прямо у домов. Неужели с ним не борются совсем тут?
В Хаапалампи Саша предлагает сделать крючок в сторону Лавиарви, чтобы не ехать по шоссе. Время конечно поджимает, лишние +7 км нам не кстати, но неизвестные грунтовые дороги всегда интереснее шоссе. Что ж, едем в крюк.
Свернув с трассы, мы окунулись в бескрайние одуванчиковые просторы. Выглядывающее солнышко стало подыгрывать им, создавая нам радостное настроение.
До населенного пункта Лавиярви дорога была очень даже не плохая. Населенный пункт живой, да и база отдыха не берегу озера. А вот дальше дорога начала портиться… Населенных пунктов по пути до трассы нет. Да кроме озер и леса, собственно, ничего нет. Вопрос: а будет ли вообще дорога до трассы дальше либо придется возвращаться?
Нормальные герои всегда идут вперед, так что без вариантов. Давно уже время обеда. Решаем встать на привал у озера Валкеалахти. Погода ведет себя странно: с одной стороны радует солнышком и голубым небом, а за озером – тучи собираются. Будем стараться не задерживаться.
Саша решил испытать новый фильтр для воды. Вода в озере мутная, мама дорогая… Но, как сказал муж, фильтр очень хороший. Успокаиваю себя мыслью, что еще будем кипятить ее.
На обед по-быстрому у нас кус-кус с тунцом и овощами. Звучит как-то не по-походному. Но кус-кус на самом деле очень удобная штука – готовится за несколько минут. Как говорится, просто залей воды. Дошик, мне кажется, дольше заваривать. Муж быстро соорудил из валявшихся досок скамейку - красота.
Из-за леса послышался стон, очень похожий на лосиный. Как раз из той стороны, куда нам ехать дальше. По телу пробежала дрожь. Успокаиваю себя, что медведей я боюсь больше, чем лосей.
Обед расслабил, но пора дальше в путь. Мы еще даже половины не проехали…
Вглядываюсь в каждый поворот, опасаясь увидеть огромного лося. На влажной грунтовке странные следы. То ли собака, то ли корова. Для лося маловаты… «Коровий волк» - предполагает Саша. А, ну хорошо что не лось. Едем дальше. Дорога на удивление, вполне неплохая и живописная.
Тут большое озеро Питкяярви – значит должны быть рыбаки.
Только подумала – и правда. Стоит машина, на озере виднеется лодка. Выезжаем на трассу в районе Реускулы. Время уже 5 вечера… 3 с лишним часа занял у нас крюк (разумеется включая часовой обед).
Дорога на трассе хорошая, без ям. Но снова эти вверх-вниз выматывают все силы. Надо обязательно успеть в Лахденпохью в магазин, пока не закрылся. Иначе без еды и питьевой воды несколько дней куковать.
Почти 7 вечера. Сил нет, хочется кушать. Саша предлагает заехать на небольшое озерцо, где они в прошлом походе как-то обедали. Минут 20 восстановили силы – и вперед. Благо появился интернет, и мы убедились, что в Лахденпохье есть "Магнит", который работает долго. Совет мне и всем на будущее – при планировании маршрута выписывать какие где есть магазины в каком населенном пункте, и до скольки работают. А то привыкли, одну кнопку нажать – и все ответы телефон выдал. Но интернета тут практически нигде нет, кроме населенных пунктов (и то, не во всех).
Вот он, «Магнит». Побежала закупаться: тушенка, хлеб, сыр, колбаса, вкусняшки…. Даже оливки купила, решила романтический ужин устроить. Выбегаю из магазина, телефон ловко выпрягнул из моего кармана и хряп, как бутерброд маслом вниз. Дыхание мое замерло. Дрожащей рукой поднимаю, ну и конечно экран разбит. Оставим за кадром мою истерику. Разбить телефон в походе (он же связь с миром, навигатор со всем маршрутом, фотоаппарат….) – не самое лучшее что может произойти. Сенсор работает, но телефон на части экрана выдаёт лютую дискотЭку, от которой хоть глаз вырви. Судорожно пытаюсь скачать треки и перекинуть Саше, ибо не знаю сколько секунд, минут, дней мой самсунг еще протянет (да, мы предусмотрительно не продублировали треки и на Сашин телефон). Хорошо, что Саша починил буквально перед свадьбой мой старый телефон, который я в Абхазии в походе разбила в сентябре. Но на нем конечно же толком ничего не настроено и не установлено.
Решаю пока ехать с этим, а там посмотрим сколько проживет. Делаем маленький крючок в город. Не зря – на бульваре Красноармейской улицы – Городская скульптурная галерея. Около 3-х лет назад там проходила выставка скульптур из дерева, экспонаты оставили – и до сих пор они радуют глаз жителям и гостям города.
Через улицу Ленина вернулись обратно на трассу. Но я бы назвала ее улица «Аптечная» - уж очень много я насчитала там аптек (больше 5 штук, почти напротив друг друга).
На выезде из города – интересная стела с названием города и скульптурной композицией с журавлями. Журавли - это напоминание об истории района, когда административным центром территории был поселок Куркиеки (в переводе с финского «Журавлиная река»).
Сразу после Лахденпохьи прямо у трассы стоит огромная кирха Яккима. Указатели, что там расположен музей ангелов. Время, конечно, уже пол 8-го. Но заглянуть очень хотелось. На удивление они еще работали.
Сама Кирха – огромная и красивая, построена аж в середине 19 века. К сожалению, время и пожар (в 1977 году) сделали свое дело. Кирха в полуразрушенном состоянии. У нее частично отсутствует крыша. С 2019 года в ней работает музей деревянной скульптуры. Вырученные средства идут на восстановление церкви.
Музей оказался очаровательным. Таки разные облики ангелов… У каждого экспоната – табличка с именем скульптора и пояснением. Только здесь вы можете ощутить не только мысленно, но и физически, как Ангел-Хранитель обнимает вас крылом. Узнать откуда берутся дети, а также загадать желание, написав его в книге у Ангела. Солнышко создавало ещё более радостную атмосферу. Задумка потрясающая! Начали этот проект по всего 3 человека, привлекая разных скульпторов. Надеюсь, что постепенно удастся восстановить эту величественную кирху.
До предполагаемой стоянки на небольшом озерце – еще 10 км. Небо, кажется, даже не планирует темнеть. Хорошо, значит лагерь ставить по-светлому.
Свернув с трассы, снова оказались на грунтовке. Но грунтовка хорошая, накатанная. Машины периодически проезжают мимо нас.
Откуда-то появились силы. Наверное от мыслей о приближающемся отдыхе… Тем более, стоянка проверенная. Саша с группой там уже ночевали в 2019 году, когда бороздили просторы Ладоги под руководством Саши Титова.
Озерцо Саримуокка оказалось совсем маленьким, но очень живописным. Там даже есть столик и скамейка. Самое то, что надо для романтического ужина. Время 21:30. Время в пути – 10 часов (с обедами и перерывами). Сегодня за плечами 74 км. Ура, мы смогли и поднагнали упущенное.
Поставили палатку. Саша пошел заниматься ковриками и спальниками, я к столику на кухню.
Сегодня у нас гречка с тушенкой… Мммм, пища Богов. Ждала ее с предыдущего похода. Через 40 минут – стол ломится от яств.
Озеро совсем рядом с дорогой, по которой ездят машины. Да и Лумиваара недалеко. Так что жутко не было.
Небо все не темнеет, но время показывает, что пора уже спать. Завтра, по словам Саши, ожидаются непростые дороги, где они чуть ли не шли пешком… Хорошо, что завтра по плану всего 35 км. Завтра нас ждет прекрасное место (по обещаниям мужа) – о. Койонсари. Надеюсь, мы сможем их проехать быстро, а не пешком, и вдоволь там погулять…
Источники:
http://helyla.onego.ru/airport.html
https://rk.karelia.ru/social/aeroport-planiruetsya-postroit-v-sortavale-cherez-dva-goda/
https://vokrug-ladogi.ru/dostoprimechatelnosti/razrushennye-plotiny/razvaliny-ges-tuokslaxti/