Найти тему
СВОЛО

Ещё и ещё и ещё

Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения…

Написал и усомнился. Но сомнение моё совершенно дикое. Мне померещилось, что россияне 30 лет читали, что я пишу, и в результате страна – ну как сказать? – полевела. Появились ругательства из изменённых слов: либерал, демократия, перестройка… – Как случилось, что я оказался с большинством? А ведь я, стихийный левый диссидент, не так давно тогда, в СССР преследуемый КГБ, казался себе одиноким в дни ГКЧП в Одессе, на которой никак это ГКЧП не отразилось, и я б не знал, куда идти предлагать себя для поддержки ГКЧП, если б не боялся оставить одною жену во время переноски и перевозки кухонной мебели, которую нам подарила подруга жены, уезжая из страны навсегда. Народ массово предавал страну, а я – нет. Потому, что к тому времени уже 30 лет занимался искусство- и литературоведением. А это воспитывает въедливость. Что сообщает мировоззренческую устойчивость.

И она опять резко нужна, так как страна втянулась в затяжную войну. Я согласен с теми, кто считает, что главный фронт не на Украине, а внутри России – с теми, кто скоро устанет от войны, как тогда от дефицита, и массы опять в принципе могут страну предать.

Страну стало пошатывать даже от разногласий прививаться или нет от ковида.

Тогда, случилось, я завёл на Дзен-портале канал и тогда же вступил в оказавшийся тут фронт борьбы за души людей. На этом портале обнаружились для меня горе-искюсствоведы, занимающиеся оболваниванием россиян: демонстрированием им красявых картинок с сопровождающим текстом без анализа. Наслаждайтесь (балдейте-де)! Портал аж специально приспособлен для этого: есть возможность ставить галереи из репродукций – без текста-разбора; есть возможность заблокировать комментатора, критикующего такой поверхностный подход, есть оправдываемая коммерцией механика увеличения числа показов в рекламе каналов тех, у кого больше посещаемость (а она больше у тех, кто не предлагает читателям думать).

Одним из приёмов обалдения является внедрение клипового мышления.

«…это вид сознания, при котором человек воспринимает информацию через короткие форматы и способен быстро переключаться с одной информации на другую из-за поверхностного погружения в её суть» (https://skillbox.ru/media/growth/clip-thinking/).

Вот образчик: обсуждается применение в рассказе в «Новой литературе» слова «стадо» в применении к лебедям – вставляется репродукция картины Рылова «В голубом просторе» (там летят лебеди над морем) – продолжается разговор о словосочетании «стадо лебедей» – вставляется репродукция картины Эдвардс, иллюстрирующей балет «Лебединое озеро» – сказано о мировом распространении копий картин этой Эдвардс с балетными сценами – сказано о популярности в СССР фарфоровых статуэток Улановой в роли Одетты – вставляется репродукция такой статуэтки от скульптора Янсон-Манизер – сказано, что на основе одной из таких поставлен в Стокгольме памятник Улановой – вставлены биографические сведения Вострецовой, живописавшей на холстах балет – вставлено несколько репродукций этих картин – сказано, что частым прототипом была «Багаутдинова, которая в 2012 году защитила в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой диссертацию по теме «Современный художник о балетном театре. На примере Анастасии Вострецовой»» – вставлены репродукции картин других живописцев (Гибет, Камского), иллюстрирующих «Лебединое озеро» – вставлена репродукция Кустодиева с темой балета – несколько общих слов об искусстве балета – вставлено фото «Танца маленьких лебедей» – вставлен отрывок из стихотворения Алигер об этом танце.

Что можно сказать о картинках?

Для иллюстраций я б вообще предложил устроить музеи околоискусства. Об упоминавшейся картине-шедевре Рылова – см. тут и тут. А о кустодиевской «В ложе» 1912 года я не писал – может, удастся что-то толковое написать, раз я о его вещах много чего написал когда-то.

Кустодиев. В ложе. 1912.
Кустодиев. В ложе. 1912.

«Технология» писания толково для меня часто начинается с перечитывания, что я написал раньше о данном художнике. Но в этот раз я что-то отступил от правила и погрузился в интернет-материал, какое несчастье на него обрушилось в молодости, в 1909 году – опухоль в спинном мозгу. Удивительно, что он вообще что-то смог создать после заболевания. А в картине, которую я собрался разбирать, по глазам било то, что впервые ошеломило в «Новой Москве» у Пименова – затылок вместо лица. Подначка у одного и другого. У Пименова – бравурности советского строительства, у Кустодиева – бравурности светского увеселения, посещения балета. У Кустолиева вообще полно подначек, кто помнит его купчих, посетителей балаганов, советских праздников. Что соответствует – по контрасту – тем болям которые он испытывал. Я его определил, как оказалось при перечитывании себя, не знающего об этих болях, как выразителя идеала типа соединения несоединимого.

Если принять, что большие идеостили превращаются друг в друга в веках в одной и той же последовательности и как пример цикла посмотреть на околовозрожденческое время, то данный идеостиль окажется именуемым барокко. Тогда столетняя религиозная война в Западной Европе породила барокко, возмущённое этой войной, как Кустодиев был возмущён судьбой с этой опухолью.

Подначка поверхностному отношению персонажей к балету, выраженное тремя затылками, подчёркивается почти профилем мужчины, вообще отвернувшегося от сцены. Казалось бы, такое блаженство – музыка балета, золото балконов и лож, блеск люстр, сказочность декораций и изящество балерин… Ан…

12 октября 2023 г.