Городская центральная электростанция возведена между 1904-м и 1907 годом на территории Винно-соляного двора. Проектировал 34-летний Василий Николаевич Башкиров, архитектор Третьяковской и Цветковской галерей. Станция питала трамвайное движение. Ток шёл через электроподстанции (Лубянскую, Миусскую и Краснопрудную и т.д.) Основной вид топлива — мазут — поставлялся по трубопроводу со склада у станции Симоново.
В первые советские годы приобрела известное имя Государственная электростанция №2 (ГЭС-2). В 1920-е ГЭС перевели на уголь, а во время войны она потребляла дрова.
Когда по соседству возвели знаменитый дом на набережной, его фасад пришлось выкрасить в серый цвет; угольная сажа не оставляла и шанса для более выразительного колёра. Впрочем, один из котлов ГЭС подавал тепло знаменитым жильцам.
С 2014 года над бывшей электростанцией трудился известный архитектор Ренцо Пьяно, автор лондонского тучереза Shard и центра Помпиду в Париже. Теперь здесь галерея современного искусства. Кажется, что у него вышло неплохо. Только синие трубы никому не нравятся. Но у итальянца так всегда, сначала он не нравится никому, потом все привыкают. Только жаль, что на башенку не вернули часы.
Раушская набережная и Раушская электростанция. Она же Государственная электрическая станция №1 имени председателя Моссовета Петра Смидовича.
Электростанция была заложена летом 1896 года. Построена в максимально короткие сроки: в ноябре 1897-го запущена первая очередь (3 МВт). Здание проектировал Николай Петрович Басин. Строил консорциум, названный Обществомъ электрическаго освѣщенія 1886 года. Среди учредителей Siemens & Halske, Deutsche Bank и русские банкиры. Это была самая мощная станция на тот год во всей Россiйской Имперiи.
Также это первая станция в Москве, дававшая переменный ток. Она же на первых порах обслуживала трамвайное движение, пока не была сооружена Трамвайная станция, известная как ГЭС-2. В советские годы её назначение расширилось — ГЭС-1 стала теплофикационной: вода из Москва-реки — в пар — в турбину, затем в бойлер — давать тепло в батареи. В 1928-м старый фасад был перестроен и надстроен под руководством Ивана Владиславовича Жолтовского.
Также сохранилось конторское здание. Его тоже проектировал архитектор Басин. Он же в 1911 году, то есть спустя 14 лет, надстроил его на один этаж. Станция первой в СССР перешла на газ в качестве топлива выработки. Она работает до сих пор.