Найти тему
TacticMedia

Олег Киселев. Асы советско-финляндской войны: Порфирий Михайлюк

Небольшая продолжительность советско-финляндской войны 1939-40 годов и малочисленность финской авиации не дали возможности даже опытным советским пилотам-истребителям существенно нарастить свои боевые счета, однако несколько человек по совокупности личных и групповых побед смогли преодолеть планку в пять и более сбитых самолетов противника. На страницах сайта «ТактикМедиа» мы уже рассказывали об одних из наиболее результативных советских летчиках советско-финляндской войны Иване Савушкине и Тимофее Горюнове. И теперь хотим продолжать эту тему.

В 9.30 утра 29 февраля 1940 года в районе финского аэродрома Йоутсено появилась девятка советских И-16, внезапно атаковавшая готовившиеся к взлету финские истребители. По советским данным, в результате атаки на земле и в воздухе было уничтожено в общей сложности девять самолетов противника без потерь со своей стороны. По соотношению заявленных уничтоженными к собственным потерям эта атака стала самой результативной для советских ВВС в период так называемой «зимней войны» - советско-финляндской войны 1939–40 годов. Ведущим советской группы был старший лейтенант Порфирий Афанасьевич Михайлюк.

Старший лейтенант Порфирий Афанасьевич Михайлюк
Старший лейтенант Порфирий Афанасьевич Михайлюк

Сформированный весной 1938 года 7-й истребительный авиаполк довольно быстро стал лучшим в Ленинградском военном округе, но на протяжении последующего года постоянно подвергался переформированиям. Опытный личный состав забирали в другие части целыми эскадрильями, за счет летчиков полка были в значительно степени укомплектованы 25-й и 38-й ИАП 59-й авиабригады, в состав которой входил и 7-й ИАП. Достаточно сказать, что до весны 1939-го сменилось два командира полка, пока его не возглавил опытнейший летчик Евгений Георгиевич Туренко. В итоге только к лету 1939 года боевой состав полка более-менее сформировался, что позволило приступить к нормальной боевой учебе.

В начале весны 1939 года в полк влилось очередное небольшое пополнение, прибывшее из борисоглебской 2-й военной Краснознаменной школы летчиков-истребителей имени Осоавиахима. Вместе с младшими лейтенантами С.И. Гусевым и И.А. Гепаловым приехал и их инструктор, старший лейтенант Порфирий Михайлюк. Родом он был из небольшого местечка Черново Херсонской губернии, расположенного в сотне километров к северу от Одессы. В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии Михайлюк вступил в самом конце 1930 года и вскоре был направлен на учёбу в готовившую пилотов-истребителей одесскую 8-ю военную школу летчиков, которую окончил в 1932 году. К сожалению, о том, чем наш герой занимался в 30-е годы известно немного, но судя по тому, что прибыл в полк он с инструкторской должности, видимо это и было его основным родом деятельности в тот период.

Выпускники и инструкторы Борисоглебской школы 1938 года.
Выпускники и инструкторы Борисоглебской школы 1938 года.

В 7-м ИАП, более половины личного состава которого составляли недавние выпускники лётных школ, прекрасно владевший техникой пилотирования лётчик-инструктор пришелся весьма кстати. Старшего лейтенанта назначили на должность помощника (заместителя) командира 4-й эскадрильи. Его сослуживцами стали многие знаменитые впоследствии асы, такие как будущие Дважды Герой Советского Союза П.А. Покрышев, Герои Советского Союза Г.В. Диденко, А.Д. Булаев, П.И. Муравьев, Г.П. Ларионов и, конечно же, Федор Иванович Шинкаренко, бывший в то время комэском-4. При этом Михайлюк, родившийся 17 апреля 1908 года, оказался одним из наиболее возрастных пилотов полка. Например, Шинкаренко был на пять лет младше, военком полка Н.Д. Антонов – на год и даже одногодка Порфирия Афанасьевича комиссар эскадрильи Гавриил Власович Диденко, был младше на два месяца.

Старлей продолжал совершенствовать свои навыки, в июле 1939-го закончив курсы слепых полетов, на которых налетал «под колпаком» на двухместном УТИ-4 в общей сложности пять часов. Незадолго до начала советско-финляндской войны старший лейтенант Михайлюк вновь оказался в Одессе, но уже в составе своего полка. 8 сентября 1939-го 59-я авиабригада получила приказ перебазироваться на украинский аэродром Скоморохи в распоряжение командующего ВВС Украинского фронта. Красная Армия готовилась начать «освободительный поход» в восточные земли Польши. Но повоевать летчикам «семерки» не довелось. 13 сентября приказом командующего фронтом полк был переброшен в состав ПВО Одессы, где и находился всю скоротечную советско-польскую кампанию. А уже в октябре авиабригада вернулась обратно в ЛВО. По итогам проведенного в бригаде соревнования 7-й ИАП 19 ноября 1939 года вновь был признан лучшим, а его командование получило благодарность за успехи в учебно-боевой подготовке.

Читать на сайте >>>