Найти тему
Шпионские страсти

На Ленинградском направлении

1941-1944 годы

Ленинградский фронт

С января 1942 года, когда руководство партизанской войной было возложено на Ленинградский штаб партизанского движения, перед Управлением госбезопасности города Ленинграда была поставлена задача проведения разведывательной и диверсионной деятельности в тылу врага. Созданные при партизанских бригадах оперативные группы из сотрудников НКВД вели контрразведывательную работу среди партизан и местного населения, оказывали помощь командованию отрядов и бригад в повышении их боевой готовности, непосредственно участвовали в боевых и разведывательно-диверсионных операциях. За период блокады Ленинградским управлением госбезопасности направлено в тыл врага 50 оперативных работников, 186 диверсионно-разведывательных групп, насчитывавших свыше тысячи агентов, радистов и связников. За это же время были созданы пять оперативных баз, действовавших на территории Псковской области, Эстонской и Латвийской ССР, а также широкая агентурная сеть. Боевыми действиями на временно оккупированной территории сотрудники НКВД оказали фронту существенную помощь. С начала войны и до освобождения территории области ими было совершено 146 крушений поездов с немецкими солдатами и боевой техникой, повреждено более 100 паровозов и 700 вагонов, убито и взято в плен 12 тысяч немецких солдат и офицеров, выявлена дислокация 68 аэродромов, 73 крупных гарнизонов и добыты другие сведения, представлявшие интерес для командования фронта.

Многие сотрудники совершили героические подвиги в тылу немецко-фашистских войск. Так, оперуполномоченный Волховского районного отдела НКВД лейтенант Копылов возглавил осенью 1941 года партизанский отряд, который разгромил несколько гарнизонов гитлеровцев, уничтожил значительное количество военной техники, Затем Копылов работал в Ленинградском управлении госбезопасности, а в августе 1942 года вновь был направлен в тыл врага. В мае 1943 года Копылов погиб при переходе линии фронта.

Активно действовали в фашистском тылу многие ленинградские сотрудники НКВД:

- Бесчастнов приобрёл немало агентов в органах оккупационных властей Порховского района и организовал ряд диверсий*;

- Савельев работал в Кингисеппском районе и оказал большую помощь командованию 31-й морской бригады во время её продвижения в обход врага при наступлении в январе 1944 года;

- Пяткин, находясь на партизанской базе близ разведывательно-диверсионной школы противника в местечке Печки Эстонской ССР, разработал и осуществил операцию по захвату заместителя начальника школы, что позволило контрразведчикам получить ценные сведения об агентах противника, подготавливавшихся к заброске в советский тыл.

Среди разведчиков, действовавших в тылу врага, было немало ленинградских женщин — верных дочерей нашей Родины.

Большое самообладание, смелость и находчивость проявила 18-летняя Костина. 10 раз по заданию органов госбезопасности её направляли в тыл фашистских войск, и она доставляла разведывательные данные о передвижении противника и его обороне. В марте 1942 года при переходе линии фронта после выполнения задания смелая разведчица была схвачена немцами и зверски замучена. Костина посмертно награждена орденом Ленина.

Последнее донесение разведчицы Анны Костиной: «В селе Гора расквартировано около 200 немецких солдат, вооружённых автоматами. Деревня окружена окопами и блиндажами с установленными в них пулемётами. На опушке леса около дороги установлено 5 миномётов. В деревне Гора, как и в деревне Вольная Горка, немцы строят блиндажи в подвалах домов. Немцы организовали полицию из местного населения.
Полицаи одеты в немецкую форму, и с местными жителями обращаются по-зверски. На станции Нащи 4 танка и около 20 автомашин, мотоциклов и повозок.
Южнее реки Луги вырыт противотанковый ров, по фронту рва имеются пулемётные и миномётные точки. Севернее реки вырыты окопы, брустверы сделаны из брёвен. На станции Батецкая до 1200 немецких солдат, в большинстве вооружённых автоматами и ручными пулемётами. В посёлке наблюдалось до 80 автомашин, 100 повозок, 15 мотоциклов, 4 танка, 7 кухонь. Посёлок превращён в крепость. Около домов и подвалов почти каждого дома вырыты блиндажи. Ася»
Последнее донесение разведчицы Анны Костиной: «В селе Гора расквартировано около 200 немецких солдат, вооружённых автоматами. Деревня окружена окопами и блиндажами с установленными в них пулемётами. На опушке леса около дороги установлено 5 миномётов. В деревне Гора, как и в деревне Вольная Горка, немцы строят блиндажи в подвалах домов. Немцы организовали полицию из местного населения. Полицаи одеты в немецкую форму, и с местными жителями обращаются по-зверски. На станции Нащи 4 танка и около 20 автомашин, мотоциклов и повозок. Южнее реки Луги вырыт противотанковый ров, по фронту рва имеются пулемётные и миномётные точки. Севернее реки вырыты окопы, брустверы сделаны из брёвен. На станции Батецкая до 1200 немецких солдат, в большинстве вооружённых автоматами и ручными пулемётами. В посёлке наблюдалось до 80 автомашин, 100 повозок, 15 мотоциклов, 4 танка, 7 кухонь. Посёлок превращён в крепость. Около домов и подвалов почти каждого дома вырыты блиндажи. Ася»

Мужественно вела себя в тылу гитлеровцев Сильвия Воскова — дочь революционера Воскова, прах которого покоится на Марсовом поле в Ленинграде. В 1944 году при выполнении боевого задания на территории Латвийской ССР она погибла в схватке с врагами. До нас дошёл дневник, который Воскова вела в годы войны. По сохранившимся записям можно судить, что источником патриотизма, стойкости и веры в нашу победу был для неёреволюционный путь отца. Незадолго до направления в тыл врага в конце декабря 1943 года она писала: «Скоро пойду выполнять свою работу в отряд. Постараюсь не ударить в грязь лицом и быть настоящей дочкой старых большевиков».**

* На оккупированной территории Ленинградской области в 1941–1944 годах сотрудничали с немцами более 15 тысяч человек, в том числе более 10 тысяч — с гражданской администрацией, полицейскими, жандармскими и абверовскими органами, и около 5 тысяч состояли в РОА. Правда, не всякое сотрудничество — предательство, что, кстати, хорошо понимали те, кто после освобождения области рассматривал дела этих людей. Естественно, никакому наказанию не подлежали те, кто работал на немцев, чтобы прокормиться. Советская власть сочла возможным не карать даже рядовых сотрудников полиции, если те не являлись бывшими военнослужащими, т. е. не изменили принесенной присяге, и не участвовали в карательных операциях против партизан и мирных жителей. Да и среди русских сотрудников немецкой разведки и власовцев было немало таких, кто пошел на это с одной целью — вырваться к своим и, как только представлялась такая возможность, переходил на нашу сторону.

**…Прошло много лет, прежде чем об этом узнала и Елена Вишнякова. Она защищала дипломный проект и вспоминала, как они мечтали с Сильвией обменять свою военную справку на настоящий диплом. Работала инженером на заводах, руководила цехом новых приборов и хотела назвать хоть один из них именем подруги. Растила сына и вспоминала, как любила возиться с детьми Сильвия Воскова. А сын все спрашивал: «Ты партизан, да? А где твои награды?» Отшучивалась: «В музее».
Но потом её пригласили в Управление КГБ, где еще хранились стопы ее депеш, и сообщили:
— Правительство наградило вас орденом Красной Звезды. Спасибо за службу.

— Служу Советскому Союзу! — ответила, как положено по уставу, встретилась взглядом с генералом, неожиданно добавила: — Разрешите обратиться… У меня была подруга, дочь комиссара Воскова. Она достойна, она…
— Дочь комиссара Воскова, — разъяснил генерал, — посмертно награждена орденом Отечественной войны… — Задумался. — Война была тяжелая, а она просилась в самое пекло… Такие уж у вас характеры…

Подробности:

1942 г Будни разведки / Дважды невидимый фронт. Ленинградские чекисты в тылу врага
Глава 11. Ленинградская область. Разведка Судоплатова. Зафронтовая диверсионная работа НКВД-НКГБ в 1941-1945 гг.

(Источник: Носырев Д.П.)