В мире компьютерных игр существует нечто, что можно назвать искусством, искусством игры со временем. Это спидраны — мир скоростных прохождений, в котором игроки соревнуются не в том, чтобы победить в игре, а чтобы сделать это как можно быстрее.
За столом спидрана могут собираться не только лишь игроки, но и инженеры, аналитики и творческие умы. Спидран не просто способ прохождения, это исследование глубины игры и механик. Игроки не идут на компромисс с качеством игры. Они максимизируют эффективность. Они исследуют каждый уголок игрового мира, вычисляют оптимальные маршруты и выполняют сложные трюки, чтобы сэкономить секунды. Эта увлеченность требует от игроков сосредоточенности, выносливости и аналитических навыков. Она подталкивает к исследованию игровых миров на предмет секретов и багов, к обретению новых навыков и техник.
Спидраны могут разделяться на несколько категорий.
Any%
Игроки стремятся пройти игру как можно быстрее, используя любые доступные средства.
100%
Игроки проходят игру на 100%, то есть выполняют все задачи и собирают все предметы.
Low%
Здесь игроки проходят игру, ограничивая себя и используя минимум ресурсов.
Glitchless
Эта категория исключает использование гличей (багов) для прохождения.
Tool-assisted speedrun (TAS)
Об этом методе скоростного прохождения стоит написать более подробно. Он включает использование различных инструментов и программного обеспечения для помощи в прохождении игры. Таких как: трейнеры, программы для записи и воспроизведения действий, анализаторы кода и другие.
Спидранеры TAS стремятся пройти игру как можно быстрее, но при этом они должны выполнить все основные и дополнительные задачи, которые игра предлагает. Это может включать в себя сбор всех предметов, решение головоломок, выполнение квестов и многое другое.
Спидраны сформировали свое собственное сообщество, внутри которого обсуждаются техники, соревнования и новые открытия. Они проводят марафоны, благотворительные мероприятия и многое другое. Одно из старейших сообществ сформировалось на почве интереса к игре Doom. Рекорд прохождения в 2019 году первого уровня в Doom составил всего 8 секунд. Его установил пользователь 4shockblast. До этого момента рекорд 9 секунд держался еще с 1998 года.
В 2022 году были популярны новости по скоростному прохождению Elden Ring. И результаты были впечатляющими. Пользователь Distortion2 в режиме «Any%» прошел игру до финальных титров всего за 6 минут 59 секунд.
Но есть и неоднозначные достижения. Фанат компьютерной игры Portal в октябре этого года решил быть оригинальным, и показал всем, как можно быстро отправить на тот свет главную героиню. Он нашел способ максимально быстро погибнуть в хитрой головоломке с помощью радио и чашки. Пока рекорд пользователя Nick составляет 0,855 секунды.
Спидраны — это не просто скоростное прохождение игр, это другой способ наслаждения игрой. Они поднимают на новый уровень искусство игр и показывают нам возможность посмотреть на них с новой стороны. А какие спидраны запомнились вам?