Найти тему

Подростки: чуднЫе или чУдные. Где поставить ударение?

Тема взросления детей становится всё более актуальной для нас. Вот уже наш первенец-Пелагея вступила на порог подросткового возраста. Но я, в отличие от многих родителей, подхожу к этому периоду жизни не с предчувствием ужаса, запасаясь валидолом, а жду его с особым трепетом и интересом. 

Когда я начала работать с детьми (индивидуально в качестве репетитора по русскому языку, а позже и с группами детей в школе искусств), то почти сразу поняла, что больше всего мне нравится общение с ребятами 14-18 лет. Знаю, что многие педагоги и родители, наоборот, не любят этот ершистый возраст и стараются как можно быстрее проскочить данный период и уж тем более не понимают, что в нем может быть прекрасного. Но для меня подростки - это целый интереснейший мир. Они уже не дети, но ещё и не взрослые, в этом возрасте их чувства настолько обострены, что в общении с ними ты либо такой, какой есть, либо они тебя не воспринимают, сразу чувствуя притворство, и тогда, если ты педагог, то всё, что ты пытаешься вложить по своему профилю, проходит мимо них (не потому, что ты плохой специалист, а потому, что они, чувствуя фальшь, перестают доверять, быть открытыми, а значит и не захотят, допустим, задать нужные вопросы, что-то уточнить, и как результат - не смогут совершенствоваться). Со своими учениками я всегда старалась построить отношения, основанные на доверии, быть на равных. Но быть на равных это не значит общаться на «ты» и бегать вместе курить за угол в переменку (метафора). Быть на равных - это, прежде всего, начать с себя: не считать себя самым умным и не требовать к себе уважения только лишь потому, что ты уже разменял 4-ый десяток в отличие от них-«молокососов». В первую очередь, нужно уважительно относиться к ним (ведь они уже личности), обязательно нужно уметь слушать и слышать их, но чтобы они доверились, сначала нужно самому быть максимально честным, открытым и простым. Мне кажется, с большинством моих учеников мне удалось практически с первых дней установить эти доверительные отношения. А потому, во-первых, мы получали хороший профессиональный результат, а во-вторых, узнавали много нового и интересного друг от друга (и друг о друге). Зачастую занятия уже переваливали за установленное время (и если говорить о репетиторстве, в такие моменты обычно муж с малышом на руках маячил в дверном проеме, указывая мне на часы), а мы разговаривали «за жизнь». Почему-то многие ученики с большим удовольствием начинали делиться со мной своими печалями и радостями, неудачами в школьной жизни или успехами в спорте (музыке, танцах). Эти минуты для меня всегда были и остаются очень трепетными. Несмотря на то, что с некоторыми учениками мы общались всего несколько месяцев, многие поселились в моем сердце надолго, и я с удовольствием слежу за их ростом и успехами в соцсетях или интересуюсь их жизнью, встречаясь на улице. Подростковый возраст очень интересен, у этих ребят часто есть чему поучиться, нужно лишь уметь слушать и не быть черствым всезнайкой с короной на голове. 

Я ещё ни разу не проходила этот период в качестве родителя, но мне кажется, правила здесь те же - если хочешь максимального доверия и контакта со своим взрослеющим ребёнком:

  • будь полностью честен с ним сам;
  • будь открыт к общению;
  • не стесняйся признать перед ним свои ошибки, быть несовершенным;
  • рассказывай о своих промахах;
  • попроси прощения, если оказался неправ (вот этого очень часто не хватает, к сожалению, многим современным учителям, которые, видимо, считают выше своего достоинства признаться в том, что они неидеальны, но при этом требуют безусловного уважения к себе со стороны учеников и очень сильно возмущаются, когда этого не получают);
  • обратись за помощью в освоении чего-то, в чем он «шарит», а ты нет; искренне интересуйся его жизнью (жизнью!!!, а не причиной провала контрольной по алгебре).

Разумеется, с чужими детьми, с какой-то стороны, легче наладить этот контакт, потому что они не будут тебе дерзить, хлопать дверью и тому подобное, но с другой стороны - твой ребёнок - это твой ребёнок, которого ты знаешь, как никто другой. Другое дело, что доверительные отношения с собственным чадом не включатся по щелчку пальцев и не начнутся внезапно с 14 лет (как может быть в случае, если ты педагог и пришёл в жизнь подростка только в этом возрасте), зерна такого общения  нужно закладывать с самого детства.

Сложно сейчас судить, правильно ли мы выстраиваем отношения с собственными детьми (время покажет), но мы стараемся быть с ними честными с самых ранних лет. Мы рассказываем о своём детстве. И что интересно  (но в общем-то логично) - больше всего им нравятся не истории из разряда «как меня награждали дипломом за 1 место в олимпиаде по математике», а простые жизненные рассказы о том, как у нас что-то не получалось, как мы боялись чего-то, как выкручивались. Это даёт им ощущение того, что родители такие же, как они (ну по крайней мере были такими же), а значит - смогут понять и то, что волнует сейчас его самого. Как правило, после наших историй они начинают рассказывать свои «откровенности». Это самые лучшие моменты живого искреннего общения, которые очень ценны для нас и которые, надеюсь, станут надежным фундаментом отношений в то время, когда они начнут взрослеть и войдут в свой прекрасный период юности!