В РФ принято относить категорию людей от 14 до 30.
Понятие молодежь появилось в 20 веке в индустриальную фазу, в высокоразвитых обществах:
1. Акселерация – ускорение полового созревания.
2. Непрерывное отдаление сроков вступления в профессиональную жизнь в силу удлинения периода учебы.
Молодежь – особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (16-25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Особенности социального положения:
1. Переходность положения.
2. Высокий уровень мобильности.
3. Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
4. Активный поиск своего места в жизни.
5. Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Социально-психологические качества:
1. Неустойчивость психики.
2. Внутренняя противоречивость (сложность в определение себя).
3. Низкий уровень толерантности (терпение).
4. Стремление выделиться, отличаться от остальных.
5. Существование в специфической молодежной субкультуре.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы.
Признаки неформальных молодежных групп:
1. Возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации.
2. Обязательные для участников и отличающихся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, получение социального статуса, обретение ощущения защищенности и престижной самооценке).
3. Наличие иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения. Стереотипов поведения, не характерны для общества в целом.
4. Самоорганизация и независимость от официальных структур.
5. Относительная устойчивость, определенная иерархия среди членов группы.
6. Подчеркивающая атрибутика.
Субкультура (подкультура) – система норм ценностей, отличающих группу от большинства общества.
Контркультура – это течение в рамках традиционной культуры, которое направленно против отдельных ценностей традиционной культуры:
1. Образ – элементы костюма (прическа, украшения, макияж).
2. Манера поведения –особенности невербального общения (экспрессия, мимика, походка).
3. Сленг –специфический словарь и его использование.
Основные черты молодежной культуры:
1. Нонконформизм – подстраивание себя под группу, даже если не согласен с ней внутри себя.
2. Радикализм – жесткие методы к членам группы, к обществу, которое не разделяет их мнения.
3. Культ силы – не выделяться среди общей массы.
4. Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни.
5. Своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке.
6. Это культура досуга, чем работы.
7. Включение в различные группы сверстников.
Типы самодеятельности молодежи:
1. Агрессивная – (культ силы) базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодёжи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.
2. Эпатажная (поражать, удивлять) – базируется на вызове нормам, правилам, нениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, причёске, так и в духовных (искусстве, науке). Провоцирование агрессии со стороны других лиц с целью выделиться, чтобы заметили (панк-стиль и другие).
3. Альтернативная –базируется на выработке альтернативных, системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которое становиться самоцелью (хиппи, кришнаиты, эмо).
4. Социальна –направлена на решение конкретных социальных проблем (экологическое движение, движение за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия).
Социальные функции молодежи:
1. Общественное освоение профессий (правило без исключений: чем новее профессия, тем моложе средний возраст её представителей).
2. Освоение новых территориально-производственных комплексов, углубление территориальной специализации (территориальная подвижность молодежи в 5 раз выше, чем у других возрастных групп населения).
3. Общественное освоение новых отраслей (чем новее та или иная отрасль народного хозяйства, те ниже средний возраст занятых в ней работников).
4. Культурно-интеллектуальная и информационная мобильность (молодежь – наиболее активный потребитель новейшего научного знания и общественно-политической мысли).
Критерии взрослости:
1. Социологический:
1) Независимое проживание от родителей.
2) Самостоятельное обеспечение средствами существования.
3) Самостоятельное определение образа жизни.
2. Правовой: достижение полной дееспособности (создание семьи, голосование на выборах, вся полнота правовой ответственности).
3. Психологический:
1) Готовность работать и отвечать за свои поступки.
2) Психологическая зрелость.
Инфантилизм (детский) – не желание взрослеть. Сохранение у взрослых физических и психологических черт, свойственных детскому возрасту.
Инфантилизм психологический – особенность психологического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость
Молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации, и эффективной самореализации молодежи.
Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическую, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.
Основные направления государственной молодежной политики:
1) Существенный рост качества образования молодежи.
2) Повышения культуры и дисциплины труда, производительности труда, ответственности за выполняемую работу.
3) Формирование нравственного поведения, семейных ценностей, ответственности за воспитание детей.
4) Роста патриотизма, гражданского участия и ответственности, высокого уровня правосознания.
5) Включение молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность.
6) Обретение ценностей и культуры здорового образа жизни молодежи.
Проблема современной российской молодежи:
1) Сокращение численности молодых людей.
2) Ухудшение состояния здоровья.
3) Молодежная безработица.
4) Падает социальная ценность труда, престиж важных для общества профессий.
5) Материальная обеспеченность.