Найти в Дзене
прям как на уроке

Молодежь в современном обществе

В РФ принято относить категорию людей от 14 до 30.

Понятие молодежь появилось в 20 веке в индустриальную фазу, в высокоразвитых обществах:

1. Акселерация – ускорение полового созревания.

2. Непрерывное отдаление сроков вступления в профессиональную жизнь в силу удлинения периода учебы.

Молодежь – особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (16-25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Особенности социального положения:

1. Переходность положения.

2. Высокий уровень мобильности.

3. Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

4. Активный поиск своего места в жизни.

5. Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Социально-психологические качества:

1. Неустойчивость психики.

2. Внутренняя противоречивость (сложность в определение себя).

3. Низкий уровень толерантности (терпение).

4. Стремление выделиться, отличаться от остальных.

5. Существование в специфической молодежной субкультуре.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы.

Признаки неформальных молодежных групп:

1. Возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации.

2. Обязательные для участников и отличающихся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, получение социального статуса, обретение ощущения защищенности и престижной самооценке).

3. Наличие иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения. Стереотипов поведения, не характерны для общества в целом.

4. Самоорганизация и независимость от официальных структур.

5. Относительная устойчивость, определенная иерархия среди членов группы.

6. Подчеркивающая атрибутика.

Субкультура (подкультура) – система норм ценностей, отличающих группу от большинства общества.

Контркультура – это течение в рамках традиционной культуры, которое направленно против отдельных ценностей традиционной культуры:

1. Образ – элементы костюма (прическа, украшения, макияж).

2. Манера поведения –особенности невербального общения (экспрессия, мимика, походка).

3. Сленг –специфический словарь и его использование.

Основные черты молодежной культуры:

1. Нонконформизм – подстраивание себя под группу, даже если не согласен с ней внутри себя.

2. Радикализм – жесткие методы к членам группы, к обществу, которое не разделяет их мнения.

3. Культ силы – не выделяться среди общей массы.

4. Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни.

5. Своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке.

6. Это культура досуга, чем работы.

7. Включение в различные группы сверстников.

Типы самодеятельности молодежи:

1. Агрессивная – (культ силы) базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодёжи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.

2. Эпатажная (поражать, удивлять) – базируется на вызове нормам, правилам, нениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, причёске, так и в духовных (искусстве, науке). Провоцирование агрессии со стороны других лиц с целью выделиться, чтобы заметили (панк-стиль и другие).

3. Альтернативная –базируется на выработке альтернативных, системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которое становиться самоцелью (хиппи, кришнаиты, эмо).

4. Социальна –направлена на решение конкретных социальных проблем (экологическое движение, движение за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия).

Социальные функции молодежи:

1. Общественное освоение профессий (правило без исключений: чем новее профессия, тем моложе средний возраст её представителей).

2. Освоение новых территориально-производственных комплексов, углубление территориальной специализации (территориальная подвижность молодежи в 5 раз выше, чем у других возрастных групп населения).

3. Общественное освоение новых отраслей (чем новее та или иная отрасль народного хозяйства, те ниже средний возраст занятых в ней работников).

4. Культурно-интеллектуальная и информационная мобильность (молодежь – наиболее активный потребитель новейшего научного знания и общественно-политической мысли).

Критерии взрослости:

1. Социологический:

1) Независимое проживание от родителей.

2) Самостоятельное обеспечение средствами существования.

3) Самостоятельное определение образа жизни.

2. Правовой: достижение полной дееспособности (создание семьи, голосование на выборах, вся полнота правовой ответственности).

3. Психологический:

1) Готовность работать и отвечать за свои поступки.

2) Психологическая зрелость.

Инфантилизм (детский) – не желание взрослеть. Сохранение у взрослых физических и психологических черт, свойственных детскому возрасту.

Инфантилизм психологический – особенность психологического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость

Молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации, и эффективной самореализации молодежи.

Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическую, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основные направления государственной молодежной политики:

1) Существенный рост качества образования молодежи.

2) Повышения культуры и дисциплины труда, производительности труда, ответственности за выполняемую работу.

3) Формирование нравственного поведения, семейных ценностей, ответственности за воспитание детей.

4) Роста патриотизма, гражданского участия и ответственности, высокого уровня правосознания.

5) Включение молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность.

6) Обретение ценностей и культуры здорового образа жизни молодежи.

Проблема современной российской молодежи:

1) Сокращение численности молодых людей.

2) Ухудшение состояния здоровья.

3) Молодежная безработица.

4) Падает социальная ценность труда, престиж важных для общества профессий.

5) Материальная обеспеченность.