Найти в Дзене

Дети Замолксиса. Часть 5.2 Время героев.

После смерти Александра Великого его ближайшие соратники поделили между собой провинции империи. Пока еще о распаде державы речи не шло. Междоусобные войны не начались. Нужно было решать насущные проблемы – завершить покорение того, что Александр оставил на закуску, подавить восстания. Одно из таких восстаний вспыхнуло во Фракии еще после гибели Зопириона. Пользуясь возможностью, Севт III восстановил Одрисское царство. На совете диадохов было решено, что с фракийцами справиться сможет самый крутой из телохранителей покойного царя – Лисимах (заодно его можно было убрать подальше от важных дел). С небольшим войском ветеранов в 323 г. до н.э. Лисимах высадился во Фракии, где в упорной битве победил 20-тысячное войско Севта, хотя покорить одрисов не удалось. Фактически, Фракия была поделена: внутренние области, верхнее и среднее течение Марицы и Тунджи, остались за Севтом, который основал новую столицу – Севтополь (близ совр. Казанлыка), а приморские области с греческими полисами отошли Лисимаху, который занял города своими гарнизонами. Сил, чтобы участвовать в дележе империи, у него не было. Поэтому на начальном этапе он старался не привлекать внимание более серьезных игроков. А также он копил силы. Греческие полисы приносили ему огромные доходы. Налоговая политика диадоха не очень нравилась. В 313 г. до н.э. полисы на побережье Добруджи во главе с Каллатисом заключили союз (симмахию), привлекли к нему местных фракийцев (то есть гетские племена, в первую очередь кробизов, вероятно), нижнедунайских скифов и царя Севта III. Поддержку им обещал Антигон Одноглазый. Однако, Лисимах был одним из лучших учеников Александра.

Мраморная голова Лисимаха
Мраморная голова Лисимаха

Лисимах не медлил. Перейдя Гемские горы, он осадил Одесс, который после недолгой осады был вынужден сдаться на определенных условиях. Следующая туже участь разделила Истрия. Диадох действовал столь быстро, что скифы и фракийцы только теперь вступили в войну. Появившись внезапно перед фракийцами, Лисимах их устрашил и убедил перейти на его сторону. Оставшись одни, скифы потерпели поражение в битве и были вытеснены «за пределы» Фракии. Далее Лисимах осадил Каллатис.
Каллатис лучше других подготовился к войне. Город заключил союз с боспорским царем Евмелом. Осажденные в течении нескольких лет каллатийцы, испытывая трудности с продовольствием, отправили в Боспорское царство 1000 своих граждан, которым Евмел выделил для поселения городок Псою, разделив на наделы окружающие его земли (Диодор, XX, 25). Эти меры, однако, не помогли, через некоторое время город был вынужден сдаться. Но тогда надежда еще была. Город заключил союз с Антигоном Одноглазым, который получил при разделе наследства Александра его азиатские владения.
В 313 году Антигон занял Фригию и был готов к переходу в Европу. Союзником диадоха был Севт, только теперь вступивший в войну. Его отряды заняли перевалы через Гем, заперев Лисимаха в Добрудже. Антигон послал на помощь флот под командованием Ликона и сухопутное войско под командованием Павсания. Ликон не сумел переправиться в Понт, из-за препятствий Византия, сохранявшего в целом нейтралитет. Лисимах в кровопролитных боях сумел одолеть войска Севта и прорваться через перевалы. Неожиданно напав на войско Павсания, он наголову разбил его. Полководец Антигона при этом погиб. В результате блестяще проведенной кампании Лисимах стал единоличным правителем Фракии. Греческие полисы и фракийские князья были вынуждены признать его власть. Впрочем, Севт, судя по всему, сохранил независимость, хотя положение его сильно ухудшилось. Похоже, что Лисимах устроил ему экономическую блокаду.
Разгромленные скифы покинули Нижнее Подунавье. Ок. 310/309 г. до н.э. скифский царь Агар выступает союзником боспорского царя Сатира против его брата Евмела. Любопытно, что на стороне Сатира также сражались 2000 фракийских наемников. Евмел заключил союз с царем Арифарном, которого Диодор называет «фракийским», но скорее тут какая-то опечатка и Арифарн был вождем сарматов – сираков. Евмел победил и успел еще оказать помощь осажденным каллатийцам.

Монета царя Лисимаха
Монета царя Лисимаха

Успехи Лисимаха в борьбе с греческими полисами, Севтом, Антигоном и скифами сильно повлияли на его международное положение. В 306/305 г. до н.э., вместе с Антигоном, Кассандром Македонским, Селевком Вавилонским и Птолемеем Египетским он принял царский титул. После победы над Антигоном и Деметрием Полиоркетом при Ипсе в 301 г. его царство расширилось за счет западной части Малой Азии (в его состав вошла территория будущего Пергама). Скорее всего, это вдохновило его на новую попытку покорить всю Фракию.
Хронология этих событий с трудом поддается уточнению. Если собрать все, что нам известно о войнах Лисимаха с фракийцами в этот период, то примерно вырисовывается следующая картина. Приблизительно около 297-298-296 гг. до н.э. Лисимах начал очередную войну с одрисами (подозреваю, что это связано со смертью Севта III, о которой нам забыли сообщить античные авторы).

Держава Лисимаха после 301 года до н.э.
Держава Лисимаха после 301 года до н.э.

Вероятно, союзниками одрисов были геты царя Дромихета. Против него Лисимах отправил войско во главе со своим старшим сыном – Агафоклом. Удача была на стороне гетов, а Агафокл попал в плен. Дромихет не собирался обострять ситуацию и отпустил наследника знаменитого диадоха на свободу с богатыми дарами. Лисимах, судя по всему, воспринял последовавший мир как позор (какие-то варвары разгромили его армию!). Примерно между 295 и 290 гг. он уже сам отправляется против Дромихета.