Найти тему
TopReports

Инфоцыгане. Или как продать успешный успех.

«Только сегодня и только сейчас успейте купить наш тренинг личностного роста по специальной цене со скидкой! Количество мест ограниченно!» - такое объявление пришло ко мне в соцсеть. А между строк можно было прочитать: «Эй, неудачники, запрыгивайте в последний вагон! Наш поезд отправляется в светлое будущее!! Если не успеете – будете жалеть всю свою жизнь!!!» И я купил билет! Купил и не пожалел! Это было действительно крутое шоу!

Публика на тренинг собралась разношерстная: тут вам и скучающие домохозяйки, и вчерашние студенты, и завтрашние пенсионеры. Мотивационный оратор рассказывал, как открыть свой бизнес. Такому актерскому таланту могут позавидовать даже во МХАТе: в каждом взгляде спикера – огонь, в каждом жесте – экспрессия, в каждой позе – уверенность, в каждой фразе – истина. Его эмоциональная речь то и дело прерывалась бурными и продолжительными аплодисментами.

Ведущий от души сеял зерна вечного, доброго и мудрого, рассуждая о тайм менеджменте, о личной эффективности, о продуктивности, не забывая об осознанности (куда же нынче без нее). Потом пошли аббревиатуры посерьезней: KPI да SEO. И все с упоением внимали обобщенные обобщения и абстрактные абстракции.

Но тут спикер дал осечку – предложил публике задавать ему вопросы. И я спросил:

— Скажите, а сколько лично вы открыли собственных предприятий и в какой области?

Оратор сначала замялся, но быстро очнулся:

— У меня предприятия в сфере логистики и консалтинга.

— А можно поконкретнее?

— Благодарю за вопрос, - ответил спикер, - но сейчас речь не об этом… - и тут же перевел тему разговора на другие рельсы.

Зачем же я пришел сюда? – напрашивается резонный вопрос.

Во-первых, я никогда не посещал стендап шоу, а во-вторых мне была интересна реакция зала. Ведь люди ходят на подобные мероприятия, заранее зная, что жизнь их от этого не поменяется. Они приходят сюда за надеждой, которая является по сути анестетиком для их психики. И вкалывая это лекарство, чтобы не чувствовать боль от жизни, которой живут, люди будут и дальше надеяться на то что некий мотивационный оратор за пару часов приведет их к успешному успеху. Важно понимать: в любом обмане две заинтересованные стороны: один - простак, другой – мошенник; и оба получают выгоду. Простаку кажется, что он уже на пути к процветанию. Он похож на посетителя спортзала, который говорит тренеру - шарлатану:

— Хочу накачать пресс, но только безо всяких там упражнений и диет! Можно чтобы, объедаясь на ночь пивом и салом, я получил через месяц красивые кубики пресса?

— Конечно можно! У нас есть замечательная система тренировок, разработанная нашими ведущими специалистами. Вам ничего не надо будет делать. Вы просто платите деньги и ваши мышцы будут расти сами собой.

Чем слаще ложь, тем проще в нее поверить. Ваша детская вера в чудеса искушает мошенника обвести вас вокруг пальца!

В девяностые годы самым известным лохотроном была игра в наперстки, сейчас – тренинг личностного роста или семинар для женщин на тему поиска богатого мужа, где вам подробно расскажут, как пустить пыль в глаза и казаться успешным. Но дело в том, что разница между быть и казаться такая же, как и разница между настоящим апельсином и апельсиновой жвачкой.

Времена меняются, но схема отбора денег у населения остается постоянной в своей исконной сути: людям предлагают без труда вытащить жирную рыбу из пруда, причем уже в зажаренном виде. Мошенники эксплуатируют две вещи: детскую веру в чудеса и инстинкт доминирования (каждый хочет быть успешнее остальных). Но настоящий успех – это побочный эффект от качественно сделанной работы, и если рассуждать об успехе, при этом ничего не создавая, ни товаров, ни услуг, а ждать, что с помощью волшебных мантр самовнушения можно стать богатым и знаменитым, то в этом ожидании легко потерять пару десятков лет, а то и всю свою жизнь.

Сегодня успешный успех – идеальный товар: он не требует затрат на производство, для его создания не нужна наука; он создается, благодаря наивности людей. И пока у публики есть запрос на чудеса, инфоцыгане будут плодиться и зарабатывать, продавая словесный туман, который испарившись, оставит после себя неприятный осадок потерянного впустую времени и средств.