Многие ненавистники творений Кристофера Нолана (а таковых, к сожалению, достаточно), очевидно, будут весьма недовольны после просмотра этой невероятной биографичной картины. Самый ожидаемый по версии множества авторитетных киносайтов (учитывая сдвинутую в прокате на 2024 год "Дюну-2") фильм гениального режиссера, подарившего миру "Темного рыцаря", "Начало", "Престиж", "Интерстеллар" и другие проекты, полностью оправдал ожидания и однозначно займет почётное место в рейтинге достойных фильмов уходящего года.
Искушенного зрителя ожидают три часа абсолютного удовольствия, и ноль секунд провисающего сюжета. С самого начала режиссер бросается в ураган событий, и зритель попеременно движется от одних искусных пафосных диалогов к другим внутри традиционной для Нолана усложненной хронологии событий. Издевательски шикарный набор актеров - Роберт Дауни-Младший, Джон Хартнетт, Мэтт Деймон, Кейси Аффлек, Эмили Блант, Флоренс Пью, Рами Малек и, конечно же, неподражаемый Киллиан Мерфи во главе всего этого безумия - вот еще одна причина успеха кино. Кристофер Нолан, как опытный дирижёр, управляет всем этим оркестром, создавая гениальную музыку, ласкающую слух и радующую глаз.
Сложнейшие этические вопросы, поднимаемые режиссёром в фильме, вновь призваны расколоть зрителей на два противоположных мнения, где, с одной стороны, выступят сторонники, а с другой - противники создания атомной бомбы.
Кто же всё-таки такой Роберт Оппенгеймер - гениальный учёный, спасший мир от уничтожения, или воплощение чудовищного зла, по вине которого погибли десятки тысяч невинных людей? Какова степень его личной ответственности в событиях, произошедших в Хиросиме и Нагасаки? Осознавал ли он в полной мере, к каким последствиям способен привести результат использования созданного им оружия массового уничтожения? Достоин ли он оправдания? И справедливо ли он оказался в центре расследования, затеянного правительством в его отношении? Все эти вопросы довольно непростые, и у каждого из нас, очевидно, свое видение.
В картине же Оппенгеймер, явно выступающий протагонистом, показан зрителю с максимально положительной стороны, насколько это возможно, что может сбить с толку и увести от адекватной, объективной оценки его действий, которые, однако, стоит рассматривать в неотрывной связи с действиями руководства страны и заинтересованных политических деятелей того времени.
Крепкий динамичный сюжет и удачный каст дополняются нагнетающим саундтреком и постоянными отступлениями, показывающими психоз героя, считающего себя правым, но в глубине души испытывающем угрызения совести, которые он с трудом готов признать.
В то же время, несмотря на известность произошедших событий, Нолан, выступивший режиссёром и сценаристом в одном лице, не забыл про то, что кино - это, в первую очередь, художественное произведение, и тщательно проработал интригу, не только чередуя линию событий во время Второй мировой войны и слушания по безопасности в 1954 году, но и добавив сюда как бы третью, независимую, короткую, но очень важную линию, касающуюся бесед Роберта Оппенгеймера с Альбертом Энштейном, и загадки вокруг их разговора, ненавязчивое упоминание о котором происходит неоднократно, но раскрывается секрет лишь ближе к финалу - какой узнаваемый ход, знакомый нам по ранним проектам Кристофера Нолана.
Так же стоит отдать должное режиссеру - несмотря на важность рассматриваемого в фильме вопроса, он в этот раз поступает милосердно и не слишком углубляется в технические аспекты, не взрывая мозг зрителя ненужной информацией, но при этом грамотно направляя фокус нашего внимания в нужное русло, где превалирует именно сюжет с развитием, проблематикой, надломом и красивым финалом.
Таким образом, на выходе мы получаем очередное шикарное кино одного из лучших режиссеров современности, гения, творящего экранное волшебство, и мастера, вновь попадающего в десятку зрительских сердец.
А как Вы оцениваете "Оппенгеймера"?