Найти тему

Выжить на бочке с порохом

- У меня вот тоже один такой был, крылья сделал...

- Ну-ну-ну..?

- Что, ну-ну? Я его на бочку с порохом посадил, пущай полетает...

к/ф Иван Васильевич меняет профессию.

Представьте, через пару минут вам лететь в космос. Под вами сотни, а может и тысячи тонн топлива и жидкого кислорода с которым это топливо замечательно взрывается. Куда там пресловутой бочке с порохом. Еще ниже насосы гонят по трубам топливо и кислород, где в камере сгорания должна возникнуть так необходимая нам тяга. Одна трещина в трубопроводе или неисправность насоса и вместо управляемого полета получаем большой взрыв.
Но человечество умное - придумали замечательную систему, благодаря которой можно выжить сидя на горящей бочке с порохом.

Слева на право: Сатурн-5, Союз-2.1 и SLS.
Слева на право: Сатурн-5, Союз-2.1 и SLS.

Что общего у этих трех ракет? Небольшие "антенны" вверху и есть системы спасения. Никаких баллонов с топливом и окислителем, никаких насосов и трубопроводов. Только простейшая и максимально надежная твердотопливная ракета. Есть только два недостатка: каждый пуск нужно собирать новую систему аварийного спасения (САС) и несколько тонн полезной нагрузки выкидываются (САС сбрасывается до выхода на орбиту).

В Spacex решили пойти своим путем - сделать систему спасения на жидком топливе.

Испытания САС Crew Dragon
Испытания САС Crew Dragon

Идея понятна - сделать САС многоразовой, попутно снизив потерю полезной нагрузки. Только... система спасения на жидкостной основе. То есть насосы, трубопроводы и всё то, чья надежность ставится под сомнение, это же составляет основу системы спасения Crew Dragon. Еще одна сложность в мгновенном запуске. Нужно успеть выдернуть людей, сидящих на взрывающейся бочке с порохом, а двигателям на жидком топливе нужно время для запуска.

наглядная демонстрация работы САС корабля Аполлон
наглядная демонстрация работы САС корабля Аполлон

В один из пусков Союза, ракета начала взрываться, стартовую площадку уже заволокло дымом, когда вверх взлетела капсула с экипажем, вытягиваемая системой спасения. Экипаж выжил благодаря твердотопливной ракете.


Современные системы мониторинга обеспечивают гораздо большую надежность ракет, чем было на заре ракетостроения. И все же инженеры не зря уделяют столько внимания системам спасения, пусть даже в ущерб грузоподъемности. Многие не знают, но все космические катастрофы произошли при запуске или посадке космических кораблей. Непосредственно при работе в космосе никто не погибал.


Несомненно, ракета Falcon-9 доказала свою надежность. Как и Союз-5.
Только 100% гарантии не существует. Так, в 2018м году произошла авария при запуске надежнейшего Союза. Система спасения достойно справилась со спасением космонавтов.
Все же американцы сертифицировали жидкостную САС. Иначе им до сих пор пришлось бы позориться летая на чужих кораблях за отсутствием собственного.
На очереди Старшип, где целая вторая ступень, он же сам корабль должен выступать в роли системы спасения. Честно сказать, сложно представить, что должно произойти, чтобы его сертифицировали для пилотируемых полетов.
Ну а на данный момент САС корабля Crew Dragon еще ни разу не применялась в условиях реальной аварии. Будем надеяться, что при случае всё сработает штатно и полеты в космос останутся относительно безопасными.