Птах является одним из древнейших божеств египетского пантеона и упоминается уже во времена 1-й династии. Великий владыка Мемфиса изначально не был всего лишь местным божеством, но со временем его значение возросло ещё больше, ему поклонялись истово и долго, не взирая на "конкуренцию" Ра, Осириса и Амона.
Роль, которую бог сыграл в возвышении Мемфиса, безусловно, была основополагающей: с самого начала город носил название "Хет-Ка-Птах", "усадьба души Птаха". Супругой Птаха была богиня-львица Сехмет, и вместе со своим сыном Нефертумом они составляли главную триаду региона.
Перед нами деталь элегантной колонны эпохи Сенусерта I, изящно украшенная рельефом с четырех сторон.
На каждой стороне изображен царь в присутствии разных божеств: сокола Гора из Эдфу; Атума из Гелиополиса в Двойной короне; Амона из Фив в его характерной короне из двух длинных перьев; и Птаха из Мемфиса в тесной шапочке на голове, изображенного внутри святилища:
Великий Птах был божеством, многие аспекты которого включают в себя как недостижимого и непостижимого бога-творца, так и бога, который чутко и добросердечно прислушивается к молитвам людей.
Птаха описывают как “творца на небесах и на земле, сотворившего все сущее, владыку всего, что есть и чего нет”, “... отца бога солнца”, “владыку истины”, “отца отцов богов”, “царя обоих миров”, “бога света, который показывает все в его истинном виде”, “правителя неба”, “прекрасного лика”, “мастера правосудия”, “владыку вечности”, “он кто прислушивается к молитвам”, “велик любовью”.
В отличие от большинства египетских богов-творцов, сам Птах не создан, он существовал до кого-либо или чего-либо. Он сотворил мир силой своего разума, он использует свою речь (буквально “слово”), чтобы дать жизнь своему творению. В мемфисских текстах используется настоящее время, указывающее на продолжающийся акт поддержания жизни.
Связь Птаха с ролью творца настолько прочна, что на колонне в Мемфисе есть надпись, описывающая его следующим образом: “единственный нерожденный зачинатель на небесах и на земле... бог, который сделал себя богом, который существует сам по себе, двойное существо, зачинатель первого начала”.
Среди ”богов, появившихся на свет в Птахе“, есть "Птах-Нун, отец, создавший Атума” и “Птах-Наунет, мать, родившая Атума”.
Имя Птаха обычно сопровождалось эпитетом Нефер-Хер, или “Благожелательный лик”, - описание, подходящее к безмятежным и открытым чертам этого конкретного изображения:
Превосходная резьба по лику бога, скипетру и ювелирным украшениям поражает для изделия из такого крошечного размера и твердого камня:
Скульптура была изготовлена в царской мастерской и, скорее всего, предназначалась для использования в качестве обетной в большом храме Птаха в Мемфисе.
В гробнице Тутанхамона двадцать восемь деревянных статуй божеств, завернутых в льняную ткань, были найдены в выкрашенных в черный цвет святилищах. Их предназначением было защищать царя во время его путешествия в подземный мир. Эта позолоченная статуя изображает Птаха, божественного покровителя ремесленников и художников:
Существует сборник стихотворений времен правления Рамзеса II, под названием "Лейденские гимны". В них Ра, Амон и Птах рассматриваются, по сути, как взаимозаменяемые имена для одной божественной сущности.
Общепризнанная роль Птаха– строителя, ремесленника и архитектора – явно отводила Птаху ключевую роль в обществе, столь хорошо известном своими смелыми инженерными разработками и обширным строительством. Верховный жрец Птаха работал рука об руку с визирем фараона, являясь главным архитектором и мастером-ремесленником страны.