Как бы вы отнеслись к обувных дел мастеру, у которого в мастерской беспорядок, вся обувь вповалку, его инструменты разбросаны, а по вывеске еще и непонятно, чем он занимается?
Даже несмотря на то, что речь всего лишь об обуви, приносить сюда свои сапоги для починки, думаю, не хотелось бы. Гораздо лучше прийти в чистую мастерскую, где вас встретит человек адекватного вида, и он не перепутает ваш заказ с другим, починит все хорошо и вовремя.
Сегодня я расскажу о супервизии — методе, который помогает коучу:
- «держать в порядке» свои коучинговые инструменты,
- посмотреть на свои сессии с профильной точки зрения,
- встретиться с собой как со специалистом.
Что такое супервизия
Супервизия — это когда один, более опытный, коуч (супервизор), помогает своему коллеге оценить свой профессионализм, свое текущее состояние, продуктивность работы с клиентами. Это важная часть профессиональной гигиены помогающего специалиста: каждому коучу нужен свой коуч. Именно профильный взгляд со стороны — то, за чем обращаются коучи к супервизорам.
Как проходит супервизия:
1) супервизор может быть третьим человеком на консультации, которую проводит коуч для клиента. После консультации он наедине дает обратную связь коучу — на что обратить внимание, были ли недочеты, либо что-то еще. Конечно, присутствие третьего человека дополнительно оговаривается с клиентом.
2) коуч с разрешения клиента дает прослушать супервизору аудиозапись консультации, либо пересказывает устно. На основе услышанного супервизор задает вопросы и высказывает свою оценку.
На что смотрит супервизор, здесь лишь некоторые моменты:
- эффективны ли вопросы коуча,
- удалось ли понять запрос клиента,
- нет ли нарушения тайминга,
- не использует ли коуч профессиональный жаргон, ведь это не помогает клиенту,
- не включает ли коуч директивную роль,
- дает ли паузу клиенту для ответа на вопрос, достаточно ли он терпелив,
- отработан ли запрос в конце сессии.
Зачем приходит коуч к супервизору
Как было сказано выше, к супервизору можно обращаться, чтобы оценить, как проходят консультации, есть ли то, что стоит корректировать в работе.
Отдельного внимания заслуживает контрперенос. Это явление, при котором специалист соотносит себя с клиентом, испытывает негативные или излишне позитивные чувства и его вовлечение в ситуацию больше, чем требуется для эффективной работы.
Это может выглядеть так. К коучу приходит человек с целью, которую сейчас не может достичь. Проблема может быть в низкой самооценке или влиянии какой-либо авторитарной личности.
Если у коуча есть подобная сложность с достижением своих целей, то ситуация может повернуться так:
- оптимально: коуч все-таки поможет клиенту;
- наихудший вариант коуч переключится на себя, будет давать рекомендации как для себя, клиент получит меньшую пользу или не получит ее вовсе;
- вариант посередине: коуч поможет клиенту, но сам потом будет переживать по этому поводу — у него недоработка.
Супервизор помогает подсветить эту проблему, чтобы коуч мог освободиться от нее. Например, он обратит внимание специалиста на то, что тот уже несколько дней думает о проблеме одного клиента из многих, и это то, что следует заметить.
Иногда у коуча нет вопросов к качеству и эффективности своей работы, есть ощущение, что все хорошо. И тем не менее, полезно прийти к супервизору и сказать о том, как ты себя оцениваешь. Супервизор задаст вопросы, которые помогут выявить, действительно ли все благополучно.
Что ждет специалиста без супервизии
Коуч может не обращаться к супервизору и считать, что с ним все и так в порядке. И вот это «все в порядке» может быть каким угодно.
Нет взгляда со стороны — нет страховки от собственных манипуляций, от внекоучинговой «отсебятины», от проекций и переносов. Конечно, какое-то время можно не допускать лишнего, держаться на внутренней дисциплине и гордиться этим. Но сколько это продлится и в какой момент подведет — никто не знает.
Я сравниваю работу коуча без супервизии с прогулкой в заляпанных очках. Вроде бы все видно, можно ориентироваться в пространстве, но цветопередача и восприятие — не те. А супервизор протирает эти линзы, помогает увидеть лучше и яснее.
Спросите об этом у коуча
Вполне очевидно, что клиент может спросить у коуча о его образовании и опыте перед тем, как начать с ним работать. Если человека это интересует, значит он ищет действительно толкового эксперта. Ведь информация об образовании покажет базовые знания коуча и его профиль. Информация об опыте покажет, с какими запросами он работает и как давно, есть ли успешные кейсы.
Полезно задать еще один вопрос: проходит ли специалист супервизию? Хорошо, если ответ будет положительный. Коуч, который проходит супервизии, заботится о своем профессионализме. И можно быть уверенным в том, что такой специалист поможет с большей вероятностью, чем специалист, который ничего об этом не знает.
Подводя итог, скажу, что супервизия — очень ценный метод, который помогает коучу быть эффективным и быть собой. Супервизор ведет коуча в процессе самораскрытия, дает ему пространство для рефлексии и понимания себя. Для клиента это значит, что ему будет помогать гибкая, вдохновляющая и позитивная личность — это очень хорошо для того, чтобы начать путь к своей цели.