Странно, что набережная Гурзуфа не входит в "топы" обязательных приморских променадов для туристов. А ведь набережная Пушкина в Гурзуфе не уступает по комфорту, пляжами и видами Ялте, Севастополю или Судаку. Правда, она не такая протяженная, но взамен обладает собственным колоритом.
Променад носит имя великого русского поэта. В "Отрывке из письма к Д." он вспоминал о своих первых впечатлениях при виде Гурзуфа: "Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-даг... и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный...".
Протяженность набережной около 8 километров и это делает ее одной из самых длинных в Крыму. Но погулять свободно можно только на участке в примерно полтора километра - от гостиницы "Морской бриз" до Дома творчества Коровина. Остальное закрыто. На доступной части променада с одной стороны море. с другой располагаются два санатория - "Пушкино" и "Гурзуфский" с одноименным парком, который, говорят, самый первый на всем ЮБК.
Начало 20-го века. Набережной в современной понимании еще нет, зато есть купальни - такие можно увидеть на фотографиях этого временного периода в разных приморских населенных пунктах Крыма.
Еще одно фото самого начала 20-века. Сама по себе набережная Гурзуфа начала формироваться в конце 19 века. Изначально она была из дерева (ограждение) и частично - каменная. Пишут, что мрамором ее выложили после Революции, но вряд ли это еще тот самый мрамор. На фото, которые я покажу дальше, мрамором не пахнет до 70-х. Функция променада на нее была возложена чуть позже, первое назначение набережной было берегоукрепительное.
По сути, это была дорога, грунтовая, вдоль господских имений. Кстати, такое не ново. Например, Центральная набережная Алушты дорогой была очень долгое время.
1956 год. Никакого мрамора, только асфальт.
А это уже 1970-е. Появилась плитка и похожее, только из более прочного материала, на сегодняшнее, ограждение. И кстати, обратите внимание на зонтики - футуристичные, что-ли. На фото 60-х годов их еще нет, поэтому архитектурное решение принято в духе десятилетия.
Фото конца 70-х годов. Мрамор уже есть, но набережная все еще на застроена. Хотя, если сравнивать ее с другими набережными ЮБК в их современном исполнении, то и сегодня она не слишком застроена разного рода шалманами, которые закрывают весь морской пейзаж.
Там, где сейчас столовая с отзывом на картах Яндекса "Очень вкусный плов", на фото 1995 года виден ресторан "Комета".
Вот фото в лучшем качестве. Убрали "Комету" в начале 00-х годов.
И в конце еще об одном ресторане. Для этого вернемся в начало 20-го века. На скалах Адалары в Гурзуфе находился ресторан "Венеция". Это уже не совсем относится к набережной, но пусть будет.
Адалары - два небольших скальных островка в 300 метрах от берега в артековской черте.
Идея создания ресторана пришла в голову Прасковье Дмитриевне Тикуновой в начале 20 века. Ресторан был уникальным, потому что продукты и гости доставлялись только на лодках, так как на скале не было воды, электричества и канализации. Несмотря на это, заведение стало очень популярным благодаря романтической атмосфере и вкусной итальянской кухне.
Меню ресторана было богатым и включало морепродукты и устрицы, которые добывались прямо на глазах у посетителей. Хозяйка мечтала о соединении ресторана с берегом при помощи подвесной дороги, но планам помешала Первая мировая война. Ресторан был разрушен во время землетрясения в 1927 году.
Друзья, если вы подписываетесь на канал, то не факт, что Дзен снова покажет вам новые публикации. По статистике канала, новое читают менее 1% подписчиков. Поэтому, чтобы не теряться: Подписывайтесь на сообщество в ВК - там больше из поездок и прогулок.