Произведение “Стена” является небольшим рассказом Жан-Поль-Сартра, опубликованное в 1939 году. Повествование ведётся от лица Пабло Иббиеты, которого схватили фалангисты и приговорили к смерти за его анархическую деятельность. Большая часть рассказа – это рефлексия по поводу смерти. Нам показывают, как Пабло и его сокамерники проводят ночь перед казнью. Это страшное осознание неминуемой гибели постепенно приходит к каждому заключенному. Хуан больше всего боится физической боли, процесса умирания. Том, изначально пытаясь логически объяснить происходящее, вскоре приходит в ступор. Он не может осознать смерть – это его пугает. Пабло прибегает к цинизму, чтобы не “расклеиться”. В каком-то смысле, это его психологический защитный механизм.
Персонажи испытывают стресс, панику. Происходящее влияет на них как психологически, так и физически. Ожидание смерти становится для них пыткой.
В данном контексте интересен бельгийский врач, находящийся с ними всё это время. Очевидно, что его задачей является наблюдение за заключенными, изучение их поведения, реакций. Всё происходящее для него – эксперимент. Хотя нельзя исключать и того, что он может искренне сочувствовать этим людям. Однако это сочувствие не даёт им комфорта. Его присутствие само по себе является для них отчаянием. Он пример человека, у которого есть будущее, который ещё способен переживать за других, выполнять свою работу, думать о завтрашнем дне – всё то, чего лишены люди, потерявшие надежду.
У главного персонажа появляется возможность получить свободу: ему нужно сдать своего бывшего друга Рамона. Однако он отказывается. Будучи в заключении, он принял свою смерть и думал:
“Если бы в ту минуту мне даже объявили, что меня не убьют и я могу преспокойно отправиться восвояси, это не нарушило бы моего безразличия”.
Однако, по иронии судьбы, выдав фашистам, по его мнению, ложное местонахождение Рамона Гриса, – он обрёк его на гибель. Его реакция – смех, в котором выражено облегчение. Его своеобразная линия поведения, которая сформировалась за ночь, стала его спасением.
Позже, когда он успокоится, осознает, что произошло, в нём пробудится совесть.
Однако
Пустота, которую он предвидел на тот случай, если его освободят, не настигнет его. Ведь несмотря ни на что, его экзистенциальные размышления являются продуктом заключения в ожидании гибели. Его интимные мысли никто не знает, он может поменять своё мнение, и мы не смеем осуждать его за это. Кто-то может подумать, что он потеряет смысл к жизни, которую полностью переосмыслил и, в каком-то смысле, отверг. Но мне хочется верить в обратное.
Мы не знаем, как сложится судьба Пабло, или к каким в итоге выводам он придёт, но мы можем с точностью сказать – это произведение глубоко пронизано темами пацифизма. Оно осуждает причинение страданий людям. Мы, читая, представляем весь этот ужас и боимся его. Мы понимаем настоящую ценность свободы, когда главный герой смотрит на звёздное небо, через открытый люк своей импровизированной камеры-подвала, и размышляет о жизни.
Открытый люк, олицетворяющий жизнь и свободу, а вокруг него промозглые стены – символ препятствия.
Потеря физической и психологической свободы – самое ужасное, что может произойти с человеком.