Ангиза Ишбулдина – человек, удивительным образом сочетающий в себе, казалось бы, несовместимые ипостаси: восходящий модный драматург, актриса Театра в гриме De Bufo, активный сотрудник Центра драматургии и режиссуры РБ, студентка Николая Коляды в Екатеринбургском Государственном Театральном Институте, любящая жена, наконец.
Как и (самое главное) когда удается сочетать эти приятные и хлопотные обязанности, до нашей встречи было совершенно непонятно. Особенно в свете того, что на следующий день в Уфе начинался очередной этап Образовательного проекта «Театральная лаборатория для детей и юношества “Драмквадратик 2018”». А в ближайшем будущем виделась очередная сессия в ЕГТИ и открытие Международного театрального фестиваля современной драматургии Коляда – plays, где пьеса Ангизы «На кисельном берегу» будет представлена в постановке сразу двух театров: Набережночелнинского государственного татарского драматического театра и Башкирского театра драмы им. Мажита Гафури. И все же наш разговор состоялся, и был он обстоятельным, и очень информативным.
- Ангиза, пять лет назад Вы окончили актерское отделение Уфимской Государственной академии искусств им. З. Исмагилова. Какие воспоминания остались от учебы?
Моим мастером была Тансулпан Дагиевна Бабичева. Воспоминания, в основном, конечно же, хорошие. Во-первых, в академии я узнала много замечательных людей – это и педагоги, и друзья, с которыми мы по сей день очень хорошо общаемся. Самое главное – я встретила там своего будущего мужа. Во-вторых, важен полученный разнообразный опыт. А еще я думаю, что, если бы я не получила театрального образования, то в драматургию точно бы не забрела.
- Вы – «дитя кулис». Обычно, театральные работники не хотят, чтобы их дети шли в театральные ВУЗы. Ваша мама была не против, когда Вы выбирали актерскую стезю?
Только если в детстве, когда я заявляла, что буду «артисткой». В подростковом возрасте я уже думала о других профессиях. После школы два года училась на закройщицу, но, не окончив лицей, решила поехать учиться в Турцию на туризм. Потом резко передумала и начала судорожно искать профессию мечты. Было уже лето, до вступительных экзаменов оставалось всего ничего, а я никак не могла определиться. И тогда мама сама предложила поступить на режиссерский. Можно сказать, что я случайно оказалась на театральном факультете. Отучившись год на режиссуре, поступила на актерский.
- В интервью Вы рассказывали, что актерская невостребованность по окончании Театральной академии привела к тому, что в 2015 году Вы поступили на факультет литературного творчества Екатеринбургского Государственного Театрального Института, где учитесь и поныне. Но, наверняка, Вы пытались что-то писать и раньше?
Пыталась, но, мне кажется, в определенном возрасте всем хочется писать какие-то стихи, рассказы. Чуть повзрослев, почему-то не разрешала себе писать, всегда думала: «А для чего? Кто станет меня читать? Есть намного талантливей меня люди». Но, при этом, всегда придумывала какие-то истории у себя в голове. А задумываться начала, когда поступила в театральный. На первом курсе студенты делают этюды, для которых сами должны придумать сюжет. И процесс придумывания этих этюдов мне казался всегда интереснее, чем игра в них. В академии из друзей был всего один пишущий человек – Саша Марьин, он сочиняет стихи. Я ему рассказала о том, что хотела бы тоже что-то писать. Тогда Саша предложил мне игру: он мне - слово, а я ему - рассказ, где это слово имеет особое значение. Так я написала свои первые рассказы, которые не стыдно было дать почитать друзьям. Позже я объединила эти вещи в свою первую пьесу.
- Как Вы поступали к Николаю Коляде? Сразу ли нашли общий язык?
Поступала как обычный рядовой абитуриент. Принесла свою первую пьесу, Николай Владимирович её прочел, затем было собеседование. Общий язык, наверное, сразу нашли. На собеседовании он сказал, что писать я умею, но таких пьес, как китайцев. Обещал, что научит писать произведения, которые будут приносить деньги, чтобы я могла оплачивать учебу. Как человек, Коляда потрясающий. Не знаю, как точнее сказать, потому что все что ни скажу, будет как-то мелко, недостаточно. Мне кажется, что Николай Владимирович может все. Вот так. Он всемогущий. За что бы он взялся, все получается. Пусть не всегда легко это удается, но он своего всегда добивается. Сами подумайте – он открыл свой театр, даже два, ставит спектакли, играет, пишет пьесы, преподает, открыл свою театральную школу, проводит фестиваль международного уровня и драматургический конкурс, покупает квартиры своим актерам, чуть ли не каждый день придумывает новые проекты и еще много-много всего. И это все один человек! Не зря театр называется его именем, потому что Коляда – и есть театр, человек-театр. И как преподаватель тоже много всего делает. Он знает, когда нужно похвалить студента, а когда сказать: «Сжечь пьесу!»; что переделать, к кому можно отправить на постановку. Николай Владимирович очень сильно поддерживает студентов, он открыл отдельный театр ЦСД, где режиссеры, актеры, драматурги – его ученики.
- В 2016 году состоялся настоящий триумф Ваших пьес, которые получили высокие оценки на Международном конкурсе пьес «Евразия» (Екатеринбург), конкурсе драматургических произведений «Кульминация», конкурсе пьес «Литодрама» (Москва), фестивале молодой драматургии «Любимовка» (Москва) и т.д. Какова была Ваша реакция на такой успех?
Реакция понятная – я была счастлива и не верила, что это со мной происходит. Хорошие оценки во многом определяют дальнейшую судьбу произведения. Например, если бы моя пьеса не победила в «Евразии», то не попала бы на «Кульминацию», а, значит, режиссер Марина Брусникина не прочла бы мою пьесу и не сделала бы прекрасную читку в МХТ им. А. Чехова. И, кто знает, поставили бы тогда мою пьесу в трех театрах?
- Пока самая удачная постановочная судьба сложилась у пьесы «На кисельном берегу». Как Вы считаете, в чем секрет ее успеха?
Многие после прочтения пьесы говорят, что им срочно хочется съездить в деревню к родным. А у кого-то ощущение, будто уже побывали там и отдохнули. Все мы давно живем с этим непонятным чувством «хочу домой». А еще, эта пьеса - очень старомодная. Там не поднимаются какие-то злободневные острые темы, она очень легкая и смешная, по настроению напоминает какие-то добрые советские фильмы. Если современную пьесу можно сравнить с криком, то «На кисельном берегу» - это такая тихая лирическая песня.
- Вы принимаете активное участие в деятельности Центра драматургии и режиссуры РБ. В частности, курировали конкурс современной драматургии «Ремарка». Чем Вы еще занимаетесь в Центре, и в чем заключается поддержка Центром молодых драматургов?
Я уже два года в команде Центра, поэтому на его мероприятиях меня можно часто увидеть бегающей с бейджиком. На данный момент, у нас два действующих проекта: Образовательный проект «Театральная лаборатория для детей и юношества «Драмквадратик 2018». Этот проект мы проводим во второй раз. Первый проект прошел в 2017 году, он был удостоен Гранта Главы РБ среди наиболее значимых творческих проектов. Проект прошел успешно, и мы решили повторить. В этом году им заинтересовались Управление по культуре и искусству Администрации городского округа г. Уфа РБ и Уфимский театр юного зрителя, они же стали учредителями проекта совместно с ЦДР РБ. Я уже провела две мастерские с детьми из детского дома №1 и из городских школ, сейчас занимаюсь с третьей группой. Совсем скоро молодые режиссеры с актерами Уфимского ТЮЗа начнут работу над постановками, а уже в начале ноябре состоится гала-показ. Еще один проект мы делаем с The Театром. Это школа драматургии «Жы-шы с Ы». Весной мы набрали желающих научиться писать пьесы, освоили основы драматургии, в августе прошел показ по их первым маленьким пьесам. Сейчас я готовлю ребят к следующему показу.
- Помимо писательской деятельности, Вы еще и актриса театра De Bufo…
Когда я пришла в театр, в репертуаре был только один спектакль – «Фамилия». Это было время, когда театр только набирал обороты, постоянно создавались новые спектакли. Сейчас я участвую во всех постановках, кроме детского спектакля «Пока мама не видит», но, может, когда-нибудь и туда введусь. В ближайшее время мы планируем спектакль в стиле кабаре, текст к которому буду писать я.
- Как Вы видите свое будущее после окончания ЕГТИ? Планируете ли остаться в Уфе или хотите уехать поближе к культурным столицам?
Мне еще три года учиться, поэтому так далеко не загадываю. Вообще, задумывалась о том, что когда-нибудь можно уехать пожить в другие города, поскольку профессия позволяет. Меня держит только De bufo, и втайне я иногда мечтаю, что наш театр куда-нибудь переберется, в Питер, например.… И тогда не нужно будет выбирать.
Элла Молочковецкая
фото Игоря Тонконогого и из архива Ангизы Ишбулдиной
Ангиза Ишбулдина: «Мы давно живем с чувством “хочу домой”».
16 октября 202316 окт 2023
13
7 мин