Мой сегодняшний текст про отмену концерта Дианы Арбениной в Йошкар-Оле вызвал нешуточные дискуссии в комментариях. В числе прочих были и комментарии про то, что «население-то билеты выкупило – а власть концерт отменила».
Ну с «населением» Марий Эл, положим, комментаторы явно погорячился. Это доказывают простейшие математические расчёты. СВО и ВВП поддерживают порядка 80 процентов взрослого населения (от 75 до 85 процентов, если брать разные социологические опросы). Стало быть, 20 процентов взрослого СВО не поддерживают. Какая-то часть из тех, кто по разным причинам не поддерживает СВО, уехали за рубеж. Но какая-то часть противников СВО и действий ВВП остались в стране (у кого-то отсрочка от мобилизации и не надо бежать от службы; кто-то по возрасту не подходит; у кого-то банально нет средств на переезд – причины того, что люди остались, могут быть совершенно разные). Соответственно, в процентном отношении это количество людей не делает политику страны (при условии что остальные условные 80 процентов не будут дремать, а они уже, как показывает практика, прекратили-таки дремать). Однако в количественном выражении условные 15-20 процентов взрослого населения России – существенные цифры.
Если же говорить конкретно о Марий Эл, то всё население Марий Эл на 2021 год, согласно данным Росстата, составляет 672 321 человек. Ледовый дворец Марий Эл вмещает в себя 2000 человек (при желании количество зрителей может быть увеличено до 3000 человек). Даже если мы возьмём максимальную вместимость дворца в 3000 человек, то это количество составляет примерно 0,5 процента от всего населения Марий Эл. Это вот к вопросу о том, что даже если полностью заполнить ледовый дворец Марий Эл поклонниками Дианы Арбениной, то утверждение вида «население Марий Эл хочет концерт Арбениной» не совсем верно. 0,5 процента населения Марий Эл хочет концерта Арбениной. Так правильнее. Я бы в этом смысле не преувеличивала.
Другой вопрос – что на концерт Арбениной, как мне кажется, сейчас пойдут не только её поклонники, но и те, кто до начала СВО ни за что бы на неё не пошёл. И вот почему я так думаю. Дело в том, что немножко поприжатая в своих вкусах и пристрастиях внутренняя либеральная публика на сегодняшний день имеет меньше вариантов проведения культурного досуга, на мой взгляд, чем до СВО. Сколько артистов либерального толка выступало в России до СВО – и сколько выступает сейчас? Думаю, разница существенная. То есть для наших оппозиционеров, для либералов, наступило натуральное безрыбье. Поэтому я предполагаю, что либеральное меньшинство сейчас вполне возможно консолидировалось, в том числе по принципу «хожу на концерт, если выступает либерал». Либералов у нас сейчас выступает не так уж и много. И неважно, что ту же самую Арбенину этот условный либерал на дух не переносит. Для многих поход на такой концерт – это форма самовыражения, выражения причастности к определённому кругу, к определённому мировоззрению.
А самое любопытное – что та же Арбенина, на мой взгляд, прекрасно понимает, что на неё пойдут сейчас даже те, кто не пошёл бы на неё ни за что до СВО. Просто, условно говоря, культурная поляна для либералов сейчас почти пустая, а стало быть, любое мало-мальски оппозиционное по форме мероприятие априори вызывает их интерес. Это одна сторона вопроса. Другая сторона вопроса – то обстоятельство, что та же Диана Арбенина, я так полагаю, прекрасно понимает: вектор общей культурной (и не только) политики пускай медленно, но всё-таки меняется, и не в самую выгодную для Арбениной сторону. Кстати, это патриотам кажется, что изменений в политике страны очень мало и вообще «ещё много борьбы впереди». Я думаю, что с либеральной точки зрения перемен катастрофически много и происходят они катастрофически быстро для либералов. Положение на фронте меняется, один за другим слетают с государственных постов нужные люди. В общем, ещё немножко – и организовать такой масштабный концертный тур, как, скажем, тур Дианы Арбениной по городам России, будет сложнее, чем сейчас. А посему – нужно ковать железо, пока оно горячо. Пока есть возможность просочиться между струйками общественных противоборств, а также пока есть возможность обилетить подогретую этими внутренними противоборствами либеральную публику. Именно поэтому, на мой взгляд, Диана Сергеевна намеренно завышает ценник на свои мероприятия. Ведь всё равно пройдут. Где-то в глубине души будут плеваться – но пойдут. И в соцсетях потом намеренно будут хвалить её концерт: ну либералы ведь, ноблесс оближ…
Это примерно то же самое, что и марафоны небезызвестной в прошлом Елены Блиновской. В итоге всё мероприятие оказалось эффективной прачечной (насколько эффективной – сейчас разбирается следствие), а преподносилось всё это действо как «дороговизна для избранных». Поэтому всегда находились люди, покупавшие (иногда с кредитной карты) её безумные курсы за десятки тысяч рублей.
Поэтому – пойдут. Обязательно пойдут на Арбенину. И за четыре тысячи, и за пять пойдут. Вопрос же организации данных мероприятий – это вопрос региональной повестки и общественных настроений. Где-то - прокатит, где-то – нет. Где-то губернатор поощрит, где-то – не допустит. Это тоже элемент региональной политики, притом очень показательный для кое-кого, на мой взгляд.
Поэтому в целом всё то, что сейчас делает Диана Арбенина, - это хоть и рисковый (а кто поспорит с тем, что Диана Сергеевна – личность рисковая?), но в потенциале очень прибыльный проект. Гешефт от этого тура, я так полагаю, настолько велик, что в данном случае риск и нервный фон для Арбениной – оправдан. На безбедную старость она себе точно заработает. А дальше – ну посмотрим, куда дальше двинется Диана Сергеевна. В творческом плане, конечно же. Она же, как она говорит, искренне любит свою страну…