Найти тему
Родители на MAXIMUM

Должен ли учитель любить детей?

Оглавление

Насколько уместно говорить именно о любви к ученикам, или все же необходимо подобрать другое слово? Об этом преподаватель русского языка Maximum Education Юлия Коровкина рассказала Анне Царевой. Слушайте подкаст и читайте статью.

Почему считается, что учитель обязательно должен любить детей?

Говорить о взаимоотношениях между учителем и учениками, в том числе о любви к детям имеет смысл. Это не просто “философия”. Это профессиональные границы. И видеть их необходимо, не только самому учителю, но и родителю, который доверяет своего ребенка педагогу.

В нашем обществе существуют стереотипы, окружающие профессию педагога: учитель обязан работать за идею, это призвание по велению сердца. Мифы и стереотипы о профессии незаметно переносятся на предмет педагогической работы - ученика. “Учитель должен любить детей,” - это убеждение, которое стоит рассмотреть внимательно, чтобы не спутать профессионализм с дилетантством.

Любить детей или любить учить?

Когда мы говорим о любви к детям, как и в принципе о любви к любому человеку, мы всегда говорим о своем выборе в пользу того, кого мы любим. И это нормально в личных отношениях. Но учителя, как правило, не выбирают учеников. Сложно представить, чтобы какой-нибудь педагог сказал: “Я буду заниматься с Машей, а с Петей нет, потому что он мне не нравится”. Педагог должен выполнять свою работу одинаково хорошо, независимо от внутреннего отношения к ученикам. Именно поэтому у профессионалов в первую очередь речь идет о любви к самому процессу преподавания, а не к конкретному ребенку.

А умеете ли вы общаться уважительно с подростками и учителями? Пройдите тест в нашем боте в телеграм.

В чем опасность “любви к детям”?

К сожалению, в современном мире о человеке, который говорит, что хочет работать в школе, потому что любит детей, некоторые могут подумать совсем не то, что он имел в виду. Почему так происходит и как с этим бороться?

Любовь родителей и других родственников к детям естественна и безусловна. Даже романтические взаимоотношения между подростками считаются приемлемыми. Однако само словосочетание “любовь к детям” со стороны постороннего взрослого человека (коим на самом деле является и учитель) может рождать разные ассоциации, причем не всегда позитивные.

И в этом есть масса здравого смысла. Любить уместно людей, с которыми у тебя есть личные отношения: дружеские, семейные. Любовь - это взаимные обязательства, которые нормальны между подростком и взрослым в семье, но неуместны за ее пределами.

Не стоит “бороться” с предубеждениями на темы любви к детям. Нужно понимать, что уважительное отношение к ученику, внимание и поддержка - это проявление профессионализма, а особые эмоции и отношения все же нет.

Что значит “любить своих учеников”?

В большинстве случаев, под любовью учителя к ученику понимается желание по-человечески помочь этому ребенку, что-то сделать для него за рамками предметного обучения. Такое чувство может найти проявление не только в педагогической, но и, например, в лечебной практике. Однако согласно медицинской этике, врач не может лечить родственников и близких друзей - чрезмерные чувства могут привести к очень негативным последствиям. Точно так же между психологом и пациентом не может быть никаких отношений, кроме строго профессиональных. У учителей тоже вопрос личных границ стоит очень остро. Отношение между педагогом и учениками не должно выходить за рамки школьных. А желание “помочь” должно реализоваться в профессиональной сфере - помочь в обучении.

Подробнее в нашей специальной статье:

  • в чем опасность смешения профессиональных и личных отношений;
  • как выстроить границы с учениками

Полезная информация в наших социальных сетях: