Думаете, мордовское село Подлесная Тавла лишь родина народного промысла Тавлинской деревянной игрушки, с которой мы познакомились на днях? А вот и нет!
Сегодня мы с вами посетим Этнографический музей "Этно-кудо", тоже расположенный в Подлесной Тавле - настоящей сокровищнице и кладовой мордовских эрзянских культуры и традиций. Ну а ссылка на статью про Тавлинскую игрушку, в настоящее время становящейся туристическим брендом и ещё одним символом Мордовии, будет в конце этой.
Напомню, село Тодлесная Тавла (на мордовском эрзянском языке Вирь Тавла) располагается 20 км от Саранска в Кочкуровском районе Республики, 93 % населения которого составляет мордва-эрзя.
У музея нас с хлебом-солью встретили его директор Пётр Владимирович Рябов (также известный как Калаганонь Керяз, скульптор-резчик по дереву, член Союза художников России) и экскурсовод Раиса Васильевна Водясова. С ними мы и совершили путешествие в мир мордовских эрзянских традиций.
Музей находится не в простом доме. Здесь жил Владимир Иванович Ромашкин (1951-2002, ещё известный как Йовлань Оло) - эрзянский фольклорист и музыкант.
Владимир Ромашкин - основатель музыкального коллектива "Торама" (ударение на первый слог), который, помимо исполнения народной мордовской музыки, занимается сбором мордовского фольклора и возрождением живой песенной и инструментальной традиции мордовских народов эрзя, мокша, шокша и каратаев.
К сожалению, аутентичное звучание песенного наследия мордвы в 20 веке было практически утеряно. Так что Владимир Ромашкин с соратниками и с фольклорным ансамблем "Торама" внёс огромнейший вклад в сохранение, изучение и развитие мордовской национальной культуры.
Фольклорный ансамбль "Торама" существует уже более 30 лет. Помимо выступления во многих городах России и за границей, участия и премирования в различных музыкальных конкурсах, праздниках и мероприятиях, коллектив является музыкальной и этнографической "визитной карточкой" Мордовии, одним из её символов.
Название группы происходит от "торамы" (по-мокшански "торама", по-эрзянски "дорамо", от мордовского слова "торамс", что значит "греметь") - мордовского музыкального инструмента, трубы.
В тораму трубили пастухи. Также её использовали народные вожди при нападении неприятеля. Изготавливали её из ветки клёна или берёзы, а также из колец липовой коры. В длину такая труба могла достигать от 50 до 80 см.
Изображение торамы украшает и здание музея.
Есть торамы и в музейном дворе.
Вообще деревянных скульптур во дворе музея множество. Они представляют того или иного героя мордовских (и других финно-угорских) преданий, сказок, верований, рассказов, эпосов и тп.
Это работы мастеров-резчиков по дереву, участников проводимых в Подлесной Тавле Международного семинара финно-угорских резчиков по дереву "Вейсэнь ундокст" ("Единые корни") и Фестиваля парковой скульптуры "Кой" ("Традиция"), гостями которых были различные представители финно-угорских народов.
Подробно писать ни про кого из персонажей я не буду - тема мордовского язычества обширна и огромна, да и с непривычки во множествах имён и сюжетов можно запутаться.
Однако будучи здесь, во дворе музея, я советую прогуляться среди скульптур никуда не смеша и рассмотреть их детали, выражения лиц, эмоции.
Погружаясь в такой процесс, можно начать фантазировать - наделить того или иного персонажа теми качествами, которые первыми подскажет вам ваше воображение при его виде, и даже попробовать придумать связанную с ним историю.
Так можно уже и почувствовать себя древним сказителем - повествователем легенд, мифов и народных рассказов - то есть носителем и передатчиком части культуры и традиций, их хранителем и неким "мостом" между прошлым, настоящим и будущим.
А как было бы колоритно прогуляться по этому скульптурному поле в сумерках или при тумане! Вот уж где вихрь мыслей в голове точно не заставит себя долго ждать!
Есть тут и лисичка - символ Саранска (мы с вами смотрели скульптуры саранских "плутовок", ссылка и на ту статью будет в конце этой).
Не могло не найтись среди скульптур и мальчика-резчика, мастера Тавлинской деревянной игрушки и главного его символа - лошадки. С ранних лет в Подлесной Тавле испокон веков многие мужчины искусно владели топором и различными резными инструментами, в том числе и изготавливая деревянные игрушки.
И конечно же, как тутбез коня с орнаментами и знаком солнца - солярного креста, символа Мордовии? Лошадь у мордвы всегда была в почёте, считалась главным помощником человека и настоящим богатством.
Легенду о коне, которого боги послали на помощь людям, и прибежавшим первым среди других животных, мы с вами уже вспоминали в статье про Тавлинскую игрушку.
Есть тут и народные предметы быта. Долго смотрел на бочку с орнаментом. Говорят, эти знаки, похожие на иероглифы, - древняя мордовская письменность.
А мы перемещаемся в дом-музей. Владимир Ромашкин приобрёл его для себя и всем сердцем полюбил Подлесную Тавлу, её жителей и природу. Местные фестивали и мероприятия - во многом его заслуга.
Также Подлесная Тавла стала настоящим источником вдохновения для музыканта и настоящей кладовой для его фольклорного дела - в селе со слов стариков были записаны песни и другой фольклор.
Много планировал сделать в Подлесной Тавле Владимир Ромашкин для развития мордовской культуры и туризма в районе, но не успел. Он умер в 2002 году в возрасте всего 50 лет.
В 2006 году, в день 55-летия со дня рождения Владимира Ромашкина, силами общественности и различных объединений, на народные деньги, был открыт дом-музей "Этно-кудо", носящий сегодня имя В.И. Ромашкина.
Кроме мемориальных вещей музыканта, в музее хранятся хозяйственная утварь и предметы быта эрзянского народа.
Что необычно и очень важно: в музее "Этно-кудо" все предметы можно не только трогать руками, но и использовать по назначению. К примеру, в праздники или во времена фестивалей, в печке здесь готовят еду и пекут хлеб. Любой желающий здесь может пообщаться с хранителями музея и местными жителями, попить воды из колодца и даже переночевать.
Несмотря на то, что поначалу кажется, что такой маленький дом "перегружен" вещами - это впечатление обманчиво.
Здесь очень легко и приятно находиться, а рассматривать каждую вещь можно часами. Тем более подержать в руках, полистать - тем самым ощутить себя единым целом не только с музеем, но и с общей атмосферой места, вдохновлявшего Владимира Ромашкина, и с культурой мордвы в целом.
Личные вещи Владимира Ромашкина и предметы, связанные с его "Торамой".
Сегодня часть всего того, о чём мечтал и что планировал Владимир Ромашкин, всё же исполнилось.
Подлесная Тавла стала одним из центров мордовского туризма: через неё проложено много турмаршрутов, сюда приезжают группы как школьников, так и взрослых, проводятся праздники и фестивали. Живёт и здравствует дом-музей "Этно-кудо".
В селе новое здание художественной школы, где с юных лет детей обучают ремеслу изготовления Тавлинской игрушки и проводят мастер-классы для всех желающих. Выступает и фолк-ансамбль "Торама", прославляющий Мордовию даже за границей. А ко дню рождения музыканта каждый год проводится фольклорный фестиваль эрзянской и мокшанской песни "Торамась терди".
Как тут не верить, что Владимир Ромашкин, или как его называли "Тюштя (главный герой мордовского героического эпоса) нашего времени" не помогает своему селу даже после своей смерти?
Ещё по теме и о Мордовии:
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!