Найти тему
Alebrio

​Мастер картин с обнажённой натурой. Работы Доминика Энгра, которые нужно знать.

А самой известной картиной Энгра стала «Большая одалиска». Это роскошная восточная дама, которая возлежит спиной к зрителю, хотя там, в отличие от «Купальщицы Вальпинсона», можно отлично рассмотреть её лицо, и оно оставляет очень приятное впечатление. Картина — это настоящий гимн экзотичной и немного запретной красоте восточных одалисок, и ради большего эффекта Энгр пошёл на некоторые нарушения анатомии. Спина одалиски слишком длинная, словно в ней несколько лишних позвонков, а рука чересчур гибкая и тоже не совсем нормальной длины. Но всё это мелочи, зато выверенная игра света и тени, восточный шарм, великолепно прописанные ткани, мастерское соединение различных фактур, плавные и изящные линии, безупречное чувство стиля позволили этой картине по праву считаться выдающимся произведением искусства.

Но наиболее известные картины Энгра как раз портреты, ню и мифологические сцены, так-то если он и писал их «для заработка», то делал это очень талантливо.

​Наполеон I на императорском троне. 1806
​Наполеон I на императорском троне. 1806

Энгр, хоть и не слишком уважал должность «придворного портретиста», написал практически идеальную картину в стиле парадного портрета. Наполеон I тут похож не на обычного человека, а на «божественного правителя», личность, по праву наделённую безграничной властью, вольного казнить, миловать и управлять судьбами целых народов. Простым смертным остаётся только подчиняться и восхищаться его величием. Энгр не поленился потратить много времени и сил на безграничное внимание к деталям в стиле старых голландских мастеров, изобразил роскошные одежды, а поза Наполеона напоминает позу Иисуса Христа на Гентском алтаре. ​

Сидящая купальщица (Купальщица Вальпинсона) 1808
Сидящая купальщица (Купальщица Вальпинсона) 1808

Энгр почти всю жизнь прожил во Франции и Италии — во Франции он родился и учился в юности, а в Италию поехал, чтобы приобщиться к творчеству старых мастеров, да так им впечатлился, что остался в этой стране надолго. В 26 лет он написал «Купальщицу Вальпинсона» в качестве своеобразной выпускной работы для французской Академии искусств, доказывающую его профессиональное мастерство.

Это одно из первых бытовых ню — до этого оно было лишь на мифологических и исторических картинах, и обнажёнными художники там писали обычно лишь богинь и наяд с идеальными телами и безупречными пропорциями. Впрочем, Рембрандт несколько отошёл от этой традиции. А тут обычная женщина, причём лица её мы не видим и о настоящей внешности может только догадываться. Картина чем-то напоминает работы импрессионистов, с их взглядом как бы со стороны случайного наблюдателя. ​

Юпитер и Фетида, 1811
Юпитер и Фетида, 1811

В Риме Энгр написал ещё одну впечатляющую картину —  «Юпитер и Фетида», взяв за основу эпизод из бессмертной «Иллиады» Гомера. Нимфа Фетида умоляет Зевса помочь её сыну Ахиллесу, но могущественному богу нет никакого дела до просительницы, кажется, он вообще не замечает её, погрузившись в свои мрачные мысли. Зато облик Фетиды, её униженная поза — воплощение неприкрытого материнского страдания за своего сына. Картина очень эмоциональная, резко кого оставляет равнодушным, хотя и критики ей досталось немало — дескать, Юпитер недостаточно величественен и благороден, а поза нимфы неестественная, да и вообще, она выглядит полной, что для нимфы совершенно недопустимо. ​

Большая одалиска, 1814
Большая одалиска, 1814

А самой известной картиной Энгра стала «Большая одалиска». Это роскошная восточная дама, которая возлежит спиной к зрителю, хотя там, в отличие от «Купальщицы Вальпинсона», можно отлично расмотреть её лицо, и оно оставляет очень приятное впечатление. Картина — это настоящий гимн экзотичной и немного запретной красоте восточных одалисок, и ради большего эффекта Энгр пошёл на некоторые нарушения анатомии. Спина одалиски слишком длинная, словно в ней несколько лишних позвонков, а рука чересчур гибкая и тоже не совсем нормальной длины. Но всё это мелочи, зато выверенная игра света и тени, восточный шарм, великолепно прописанные ткани, мастерское соединение различных фактур, плавные и изящные линии, безупречное чувство стиля позволили этой картине по праву считаться выдающимся произведением искусства.

Спасибо что были с нами, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.

​Как в Средние века обличали неверных жён в измене? Показываем на примере картины Лукаса Кранаха «Уста истины»
ArtAlebrio11 сентября 2022
Неожиданные факты о культовой криминальной драме «Леон».
KinoVinoiDomino16 октября 2023
​Красота и пикантность. Лучшие картины в стиле ню от эпохи рококо до работ импрессионистов
ArtAlebrio7 мая 2023
-5

Купить картину в подарок или собрать коллекцию современной живописи, графии, фотографии вы можете на сайте галереи artAlebrio.com

автор статьи Михаил Федорин