Найти тему

Соединённые афоризмами


Безусловно, в день рождения Майкла Коллинза писать и говорить о чём-то другом в рамках жизни и творчества К. Хеллен было бы просто неприлично по отношению к ней самой, разве что - о её собственном творчестве.
16 октября 1854 родился выдающийся во всех смыслах и также во всех смыслах блистательный человек – тов. О.Уайльд, известный большинству из обывателей как автор непревзойдённых афоризмов, «Портрета Дориана Грея» и изобретателя «зелёной гвоздики». Трудно сказать (вопреки кельтской традиции) были ли знакомы К. и Уайльд, и если «да», то в каких были отношениях, однако в творчестве К.Хеллен есть несколько эпизодов, явно относящихся к этой личности. Один из них, например, такое вот стихотворение:
«Дикая душа»
Мне жаль печальную и дикую душу ту,
Что обрела Свободу, прежде чем увидеть Красоту,
И от отчаянья её искала в соре,
Не веря в том, что она в каждом взоре…
Мне жаль, что жизнь порой несправедлива
И сердце глухо к чудесам…
Такой пример – урок всем нам:
Что Красота, как правило, не там,
Где её ждут – она стыдлива.
Она, как правило, скромна,
Но тем и истинно прекрасна,
Тем, что незрячим – не видна,
А ей поверившим – опасна.
(Возможно, стихотворение посвящено Оскару Уайльду, поскольку оригинал названия стихотворения «Soul of Wilde». Оскар Уайльд, выдающийся ирландский драматург, писатель, а также поэт, был известен своими поисками Красоты. Кроме того, в его творчестве присутствуют мысли о том, то современная ему борьба Ирландии за своё освобождение – не вызывает у него доверия. Вполне возможно, что «Урок «Дикой души»» это своеобразный взгляд К. на жизнь Уайльда, который, не дожил всего 16 лет до того, как, по-мнению К., мог бы найти то, что искал в полной мере. Прим. И.Коложвари)
Однако общность К. и Уайльда можно проследить, скорее по их общей тяги к искусству, поискам прекрасного, которые оба понимали по-разному, но… И, конечно же – по афоризмам. Как автор, К. вообще немыслима без своего афористического начала. Афористичность присуща даже её «повседневной» речи, что особенно заметно в её дневниках, в записках и в черновых пометках к текстам. Остроумные, хотя порой и спорные высказывания К.Хеллен – безусловно – подлинная изюминка её творчества. Сегодня убедиться в этом могут все обладатели вышедшего сборника «Я говорю», где были собранные переведённые на тот момент афоризмы. Сегодня, увы и ура – их уже гораздо больше и я честно обещаю подумать, что можно сделать с тем материалом, который неумолимо растёт и ширится, поскольку афоризмы К. – мой ежедневный и любимый тренинг для искушённого мозга.