«Не волнуйтесь, вас просто убьют»
К бронемашине подошли Иосиф Сталин и маршал Георгий Жуков. Жукову пришлось сопровождать вождя впервые. Сталин, уже стоявший у своей машины, обратил внимание Жукова на удобное пассажирское сиденье позади водителя, а сам остановил свой выбор на спартанском и неудобном откидывающемся сиденье. Встревоженный Жуков тут же задался вопросом, почему Сталин не сел рядом с водителем, оставив его для своего начальника службы безопасности Николая Власика или более мягкое место сзади.
Воспользовавшись случаем, Жуков подошел к Власику и спросил, почему Сталин сделал такое расположение мест. Власик его успокоил, объяснив, что это обычная практика для Сталина. Поставив себя в уязвимое положение, Сталин надеялся оградить себя от лобовых атак, направленных на Власика, одновременно подвергая Жукова любой потенциальной угрозе сзади. Глубоко укоренившийся страх Сталина перед убийством был очевиден во всех аспектах его мер предосторожности.
Таинственная дача
В 15 километрах от курортного города Гагра, на вершине горы, в сосновом лесу, изобилующем знаменитыми пицундскими соснами, стоит бывшая дача Сталина, известная как «Холодная река». Эта резиденция имеет репутацию самой загадочной обители вождя. Легенда гласит, что Сталин обнаружил это живописное место на борту корабля и был настолько очарован им, что решил построить здесь особняк, несмотря на яростные протесты архитекторов, которые считали, что он не просуществует более пяти лет. Однако их прогнозы оказались ошибочными, и в результате появился трехэтажный особняк с просторным балконом.
Дача была спроектирована с учетом чрезвычайно подозрительной натуры Сталина. Она была стратегически скрыта от глаз с суши, что делало практически невозможным подняться на гору незамеченным. Даже темно-зеленый цвет, выбранный для всех дач Иосифа Виссарионовича, был выбран намеренно, чтобы смешать строение с лесом и затруднить его обнаружение с воздуха. Фонари, освещавшие дорожки и сады, намеренно были расположены низко, не превышая полуметра в высоту. Это гарантировало, что помещения особняка оставались невидимыми с дороги в ночное время, не позволяя увидеть передвигающихся людей.
Внутри особняка были оборудованы бильярдная, термальная ванна с морской водой и кинозал, где проходили первые показы фильмов советских времен. Внутреннее убранство было скромным, лишенным украшений и позолоченных элементов, поскольку роскошь не нравилась Сталину. Потолки и стены были деревянными, а сверху свисали простые официальные люстры. Большой стол занимал центр комнаты, а окна оставались скрыты за плотными занавесками.
При строительстве каждой дачи к архитекторам предъявлялось определенное требование: в доме должно быть две, а лучше три спальни. Такая договоренность позволяла Генеральному секретарю ложиться спать поздно вечером и утром переходить в другую комнату. Если потенциальные убийцы прибудут по морю, они не найдут лидера в его постели.
Во время отдыха вождя на даче его охраняли многочисленные сотрудники НКВД. Сталин предпочитал не видеть охранников на дороге, пока ехал на дачу, поэтому каждый охранник должен был присутствовать у назначенного ему дерева и быстро подниматься по лестнице, чтобы его не заметили.
Подарок от американского президента
Лидер, известный как «отец наций», любил путешествовать по местам отдыха на поезде или на машине, особенно на американских машинах. Зная об этом предпочтении, американский посол преподнес советскому лидеру подарок президента США - бронированный лимузин Packard Twelve 14-й серии. Иосиф Виссарионович любил белую машину, которая весила шесть тонн и могла развивать скорость 130 километров в час. По приезду в Москву машину перекрасили в чёрный правительственный цвет. Сталин использовал эту машину для участия в конференциях антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме.
Однако Сталин считал, что использование иномарок советской элитой подрывает престиж советского государства. Таким образом, в начале 1930-х годов начались усилия по разработке отечественных лимузинов для партийной элиты. Первая попытка с автомобилем «Ленинград-1» (Л-1), выпускавшимся в 1933 году на заводе «Красный путиловец», успеха не имела. Следовательно, московский завод ЗИС взялся за проектирование лимузинов, взяв за прототип Buick. Это ознаменовало значительный прогресс для отечественной автомобильной промышленности: были представлены такие функции, как выдвижная перегородка за водительским сиденьем, радиоприемник и обогреватель салона. Со временем эта модель стала основным служебным автомобилем партийной элиты. Однако сам Сталин по-прежнему отдавал предпочтение машинам из США.