Найти в Дзене
PALEOGLOT

Чему учат детей на уроках истории?

Оглавление

Часто родители жалуются на то, что ребенок не знает историю или представляет исторические события не так, как учили старшее поколение.

Дети рассказывают, что на уроках истории просто смотрят фильмы. А молодой учитель, который горит профессией и старается сделать уроки максимально интересными, страдает от недоверия родителей и руководства школы, которые просят обосновать применение необычных методов на уроке.

Как понять тому ли учат ребенка в школе на уроках истории?

Какие источники подобрать для ребенка в зависимости от года обучения?

Как молодому учителю грамотно обосновать его подход к организации образовательного процесса?

Ответить на эти вопросы поможет нормативно-правовая база современного школьного исторического образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО, ПООП ООО - документы, знакомые каждому педагогу.

В 2020-2023 годах в них произошли изменения. О том, как это отразилось на современном преподавании истории, а также о некоторых иных федеральных документах, которые помогут разобраться с тем, как обучать ребенка истории в современной школе, пойдет речь ниже.

Наглядный урок истории. Карикатура Ю. Ганфа
Журнал "Крокодил", 1938 г.
Наглядный урок истории. Карикатура Ю. Ганфа Журнал "Крокодил", 1938 г.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об образовании в РФ», ст.2 :

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Таким образом, образование = обучение + воспитание, а это наделяет учителя правом не только оказывать помощь в усвоении знаний по предмету, но и воспитывать определенные качества личности в интересах самого ребенка, его семьи, общества и государства.

Необходимость формирования чувств патриотизма и гражданственности, которым в последнее время уделяется особое внимание, также закреплена в упомянутом выше законе.

В любом случае, цели и методы обучения и воспитания должны применяться в целях социализации ребенка, то есть для интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития.

В чем же заключается социализация ребенка на каждом уровне школьного образования? Ответ на этот вопрос содержит статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

  1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
  2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
  3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Содержание данной статьи закона можно использовать в качестве алгоритма развития сотрудничества родителей и школы:

1) совместно вкладывая усилия в формирование у ребенка положительной мотивации к обучению, в развитие навыков самоконтроля,

2) оказание помощи в овладении умениями чтения, письма, счета, а позднее и основами наук, помощь в личном и профессиональном самоопределении,

3) закрепление положительных нравственных установок.

Однако, не стоит забывать, что границы дозволенного относительно обучения и воспитания ребенка у педагога гораздо уже, чем у родителя. К тому же деятельность учителя имеет яркую профессиональную направленность и не должна противоречить целям образования. Именно поэтому личные взгляды и убеждения педагога по тому или иному вопросу должны оставаться за рамками образовательного процесса и не могут быть навязаны ребенку в качестве единственно верной парадигмы мышления.

Так какие действия имеет право совершать педагог? Ознакомиться с ними можно в статьях 47 и 48 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Вот некоторые из них:

  • права и свободы педагогических работников:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

  • обязанности и ответственность педагогических работников:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Относительно прав и обязанностей педагога хочется сделать акцент на трёх наиболее спорных моментах:

во-первых, формы, средства, методы и приемы работы должны быть педагогически обоснованы, то есть приводить к наиболее высокому образовательному результату, значение которого выше личных интересов участников образовательного процесса;

во-вторых, классическая групповая работа на уроке часто нарушает права обучающихся на изучение преподаваемого предмета в полном объеме, ведь каждый ученик успевает изучить и представить только свою часть учебного материала;

в-третьих, представления о нарушении права на честь и достоинство в образовательном процессе сугубо индивидуальны, педагогу необходимо быть крайне корректным с критикой обучающегося, обращая больше внимания на недостаточные результаты обучения и воспитания, чем на качества личности ребенка.

С учетом введения в 2022 году нового учебного предмета «разговоры о важном», стоит отдельно отметить, что согласно п. 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Новые федеральные образовательные стандарты планировалось ввести с 2020 года, однако пандемия внесла свои коррективы.

Согласно позиции Министерства просвещения РФ, с 2022 года новые стандарты обучения в обязательном порядке предусмотрены для учащихся 1 и 5 классов, переход для остальных обучающихся предусмотрен только с согласия законных представителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это нормативный правовой акт, который на государственном уровне устанавливает требования к образовательным программам. На его основе создаются методические пособия, учебные материалы, рассчитывается количество времени, отводимое на учебные предметы, разрабатываются КИМы, формируются задания ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Отличительной особенностью новых ФГОС стало включение в него знаниевого компонента. Он отражает необходимый уровень знаний по предмету, содержание этих знаний.

Знаниевый компонент содержит систематизированную информацию, которую ученик должен усвоить в том или ином объеме в процессе изучения предмета. Раньше эта задача лежала на плечах создателей учебников и педагогов, что приводило к большим трудностям в определении поурочного объема учебного материала, поскольку было сложно определить, сколько часов изучать ту или иную тему, чтобы успеть разобрать все ключевые моменты. Теперь же знаниевый компонент вернули в ФГОС.

Также произошла конкретизация требований ФГОС к образовательным результатам:

  1. Личностные результаты теперь прописаны по годам обучения, раньше были по уровням образования, что вызывало сложности при переходе из одной школы в другую.
  2. Метапредметные результаты - междисциплинарные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные).
  3. Предметные результаты - знания + хронологические, картографические, описательные, логические, оценочные, информационные, коммуникативные умения.
  4. Системно-деятельностный подход как основа организации учебного процесса.
  5. Вариативность содержания программ основного общего образования - сочетание урочной и внеурочной работы в процессе изучения исторических дисциплин на всех уровнях обучения, появление возможности углубленного изучения истории на уроках с 7 класса.
  6. Сочетание урочной и внеурочной деятельности как взаимно дополняющих форм.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Примерная основная образовательная программа долгое время существовала лишь в проекте. В настоящее время в нее входят примерные рабочие программы по предметам, которые являются утвержденными и официально опубликованы на сайте ФГОС реестра, а значит ими может пользоваться учитель при подготовке к урокам, на них могут ссылаться родители в случае несоответствия тематики занятий требованиям программы.

Примерная основная образовательная программа определяет:

1) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,

2) перечень учебных предметов и время, отводимое на их изучение,

3) учебные планы для каждого класса в зависимости от уровня изучения предмета.

Так, например, при углубленном изучении истории количество часов в неделю может быть увеличено в 7-8 классах на 1 час, в 9 классе на 2 часа.

Примерная основная образовательная программа удобная для использования, поскольку снижает необходимость обращаться напрямую к ФГОС. Она содержит информацию о целях изучения учебного предмета «история», месте учебного предмета «история» в учебном плане, планируемых результатах освоения учебного предмета «история» на уровне общего образования, тематическое планирование по каждому классу.

Поскольку в 2023 году вышел в свет единый учебник истории для старших классов, содержание которого вызвало бурные обсуждения, стоит напомнить, что согласно положениям примерной основной образовательной программы целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике (Примерная основная образовательная программа основного общего образования стр.559).

Примерная основная образовательная программа основного общего образования позволяет эффективно планировать образовательную деятельность на разных этапах школьного образования, поэтому каждому начинающему учителю рекомендовано внимательно с ней ознакомиться.

Репетитору, который не имеет опыта работы в школе, но помогает школьникам повысить успеваемость по предмету история данная программа поможет разобраться, что именно изучает ребенок в этом учебном году.

Концепция преподавания учебного курса «История России»

Министерство просвещения РФ утвердило Концепцию преподавания учебного курса «История России» в 2020 году. Концепция применяется в учреждениях основного общего образования.

Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования. Она содержит цели и задачи изучения курса «История России», описывает структуру, содержание и подходы к преподаванию курса «История России».

Немалую часть концепции составляет Приложение с описанием содержания «Истории России» в каждом классе.

Также в Концепцию включен список основных исторических событий и персоналий отечественной истории с учётом содержания рабочих программ учителя и уровня подготовки учащихся. Что особенно полезно при подготовке к ВПР, ЕГЭ и ОГЭ по истории.

Концепция преподавания учебного курса «История России» служит ориентиром в изучении отечественной истории в современной российской школе, реализуя положения Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации.

Согласно именно данной концепции на изучение курса истории России должно быть отведено 2/3 учебного времени.

Неоднократно обсуждалась необходимость введения Концепции преподавания учебного курса «Всеобщая история», где предполагался отказ от европоцентризма, внимание к истории азиатских стран, что в свою очередь вызвало реакцию со стороны педагогического сообщества в основном по причине недостаточности учебного времени для изучения новых тем курса Всеобщая история.

Каким образом Концепция преподавания учебного курса «История России» непосредственно влияет на образовательный процесс?

Она раскрывает методологию курса История России:

  1. Многоуровневое представление истории - изучение истории России, региона, родного села, города.
  2. Многоаспектный (многофакторный) характер истории - изучение не только внутренней и внешней политики государства, но и взаимоотношений власти и общества, экономики, социальной стратификации, общественных представлений и повседневной жизни людей, военного дела, развития в стране науки, образования, духовной и художественной культуры, изучении Церкви и развития религиозных учений и т.д.
  3. Историкоантропологический подход - отражение присутствия человека в конкретных событиях, его интересов и устремлений, ценностных ориентиров и мотивов поведения людей.
  4. Историко-культурологический подход - обращение к культурному наследию народов России, характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства.

Что же конкретно использовать участникам образовательного процесса при изучении истории?

Федеральный перечень учебников 

ФЗ 273 «Об образовании в РФ», ст. 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Учебник Мединского 2023
Учебник Мединского 2023

Итак, нововведения, которым ежегодно подвергаются образовательные стандарты в России не лишают педагога творческой самостоятельности, а родителю дают возможность легитимно участвовать в образовательном процессе и влиять на результаты образования ребенка с опорой на официальные документы.

Стоит также отметить, что единая линейка учебников истории России не является единственным разрешенным источником, который учителя в праве использовать в образовательной деятельности.

Главная цель образовательного процесса - развитие обучающегося, способного к постоянному самообразованию и самосовершенствованию для реализации своих возможностей. Её можно реализовывать в любых обстоятельствах.