Новость о том, что с 1 ноября за проезд нужно будет платить не 19, а сразу 25 рублей, всколыхнула Железногорск. Частные перевозчики считают, что этот тариф позволит им лишь сводить концы с концами. В мэрии считают, что новый тариф должна устанавливать городская Дума, перевозчики – что они сами. «Уберите клёпаные Газели» 9 октября в одном из железногорских пабликов во «ВКонтакте» появилась фотография объявления о том, что с 1 ноября плата за проезд в частных маршрутках повысится до 25 рублей. Объявление было подписано «администрацией частных перевозчиков». Там шла отсылка к закону №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…» на то, что на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых по нерегулируемым тарифам, применяются тарифы, установленные самим перевозчиком. Посетители паблика ожидаемо раскритиковали новость о повышении платы за проезд. Некоторые отмечали, что бензин уже начал дешеветь. Также пользователи написали, что маршрутчики свою услугу оказывают плохо: ездят редко, вечером маршруток почти нет ни по улице Ленина, ни по улице Курской. Одна из посетительниц паблика собрала много «лайков» за комментарий о том, что готова заплатить и 25 рублей, если с маршрутов уберут «грязные, вонючие, клёпаные-переклёпанные «Газели», в которые надо входить, согнувшись в три погибели», если на маршрутках можно будет уехать «и в 6 утра, и в 11 вечера», а также если в каждой маршрутке разместят телефоны, по которым можно будет оставить отзыв о качестве услуги. Взгляд из властных кабинетов Первый замглавы Железногорска Александр Михайлов 9 октября пояснил «Курским известиям», что вопрос о повышении стоимости проезда в маршрутках ещё только обсуждается. По словам Александра Михайлова, в Железногорске все маршруты движения общественного транспорта утверждены городской администрацией, поэтому стоимость проезда должна утверждаться решением городской Думы. «Повторюсь, никакого решения о повышении платы за проезд ещё не принято», – подчеркнул он. В управлении транспорта регионального комитета по тарифам и ценам «Курским известиям» пояснили, что комитет не устанавливает тарифы на проезд в транспорте в городских округах, к которым относится и Железногорск. Также в Комитете назвали сомнительной возможность такого резкого – на 31% – увеличения платы за проезд. Там считают более обоснованным увеличение, например, на 8% (примерно до 20,5 руб.). Два вида тарифов Частники не согласны с такой позицией властей. Руководители двух из четырёх действующих в Железногорске фирм-перевозчиков Виктор Токарев и Александр Коняшов пояснили, что имеют право сами устанавливать плату за проезд. По их словам, 220-й закон подразделяет все регулярные рейсы на две категории – по регулируемым тарифам и по нерегулируемым. Регулируемый тариф утверждается властями. Они же компенсируют перевозчику разницу между фактической себестоимостью проезда и утверждённым властями тарифом. По такой схеме работает весь курский общественный транспорт, и муниципальный, и частный. В Железногорске по регулируемому тарифу работает только муниципальное предприятие «Транспортные линии» (сейчас в его автобусах проезд по городу составляет 17 рублей). С 2021 года городская власть проводит конкурсы среди частных перевозчиков только по нерегулируемым тарифам. «А раз у нас рейсы по нерегулируемым тарифам, то по закону мы устанавливаем стоимость проезда самостоятельно», – пояснил Виктор Токарев. Что влияет на цену проезда Предыдущие повышения платы за проезд в маршрутках произошли в феврале 2019 года (до 17 рублей) и с 1 ноября 2021 года (до 19 рублей). Тогда цена за литр топлива была существенно ниже нынешней (по данным перевозчиков, 35 рублей за литр). «Потом мы шли навстречу администрации города, когда нас просили не повышать плату, – рассказал Александр Коняшов. – То короновирус, людям тяжело было. Сейчас людям тоже тяжело. Но мы не можем работать в убыток. На «Газель Некст», например, только в этом году сцепление подорожало с 7 до 19 тысяч рублей». Виктор Токарев рассказал, что недавно цена на дизель дошла до 72 рублей за литр: «Нам говорят, топливо стало дешеветь. Да, на некоторых заправка до 60 рублей. Но только на некоторых». По словам перевозчиков, их бизнес вовсе не такой прибыльный, как может показаться. «Возьмём одну машину, – говорит Александр Коняшов. – Два раза в год – техосмотр, по 5 тысяч рублей каждый. ОСАГО – 17 тысяч в год (а если попал в ДТП, ОСАГО может вырасти до 30 тысяч). Обязывают нас в машину поставить систему из двух видеокамер – ещё 30 тысяч. Тахограф установили – 50 тысяч на каждую машину, а теперь говорят нам чиновники (не городские, а выше), не такой, нужно, чтобы был и тахоргаф, и ГЛОНАСС в одном устройстве. Ремонт двигателя через каждые 300 тысяч километров пробега в условиях езды по городу был 300 тысяч рублей, сейчас из-за подорожания запчастей сколько будет, ещё не знаем. Нужно на каждую машину оформить паспорт безопасности транспортного средства – ещё около 70 тысяч рублей. Каждому объединению перевозчиков сейчас велят взять на работу ответственного за безопасность машин, а его обучение обойдётся примерно в 100 тысяч рублей. Нам поступило предписание установить в маршрутки устройства для оплаты картой, а каждое стоило 15 тысяч рублей, сейчас, возможно, дороже. Вот и посчитайте наши затраты на одну машину. А ещё зарплата водителю, запчасти, топливо, штрафы за нарушения (по каждой позиции штраф от 25 тысяч рублей). Велят, например, поставить новое устройство в течение месяца, а его нигде в продаже нет. Месяц прошёл – штраф прилетел». Виктор Токарев солидарен с коллегой. «Наша работа тяжёлая и неблагодарная. Мы стараемся учитывать движение автобусов «Транспортных линий». А их, например, с утра вереницы идут по городу, в район, на дачи. И наши водители стоят порой часами, потому что нет резона ехать за такой вереницей автобусов, пассажиров не наберёшь. Люди хотят платить картой, власти почему-то считают, что такой вид оплаты должен быть дешевле. А я считаю, минимум, цена такая же, как за наличные, терминал надо обслуживать. И не будем забывать про налоги, у меня водители покупают патенты. Заработал – плати, поломался, стоишь на ремонте, заболел, всё равно плати за патент! Люди кредиты берут, чтобы свои маршрутки содержать и ремонтировать. Многие ушли из этого бизнеса. Поэтому раньше в Железногорске было 220 легальных маршруток (нелегалов мы выгнали), а теперь – около 80. Звали коллег с Орла, узнав о наших заработках, не идут». Довод о том, что в Железногорске расстояния короткие, перевозчики отвергают. Например, маршрут «Автовокзал – ул. Ленина – СМП» туда-обратно – 22 км, что соизмеримо с некоторыми маршрутами Курска. Что касается «Газелей», то, по их словам, этих машин на рейсах уже почти нет, а те, что ездят, в хорошем состоянии. Вечерних рейсов обещают больше По словам перевозчиков, 9 октября они встречались с первым заместителем главы Железногорска Александром Михайловым и рассчитывают на сотрудничество. «Нас на встрече попросили увеличить количество вечерних рейсов, мы составили график дежурства водителей», – рассказали Виктор Токарев и Александр Коняшов. По их словам, проблему с перевозками усложняют не только административные и финансовые трудности, но и жёсткое поведение одного из перевозчиков, работающих в Железногорске. «Его маршрутки не работают в интервальном режиме, не учитывают движение муниципальных автобусов, не отстаиваются в ожидании очереди. Работают, как хотят», – рассказал Виктор Токарев. Оба представителя перевозчиков убеждены, что в следующем году плату за проезд придётся повышать ещё раз. Пока же они надеются, что 25 рублей с пассажира позволят железногорским маршрутчикам сводить концы с концами. За последние годы количество частных маршруток в Железногорске сократилось почти в три раза Стоимость проезда в частных маршрутных такси за наличные: Курск – 31 рубль Железногорск – 19 рублей (с 1 ноября – 25 рублей) Курчатов – 25 рублей Орёл – 25 рублей Воронеж – 28 рублей Липецк – 32 рубля В автобусах тоже будет 25 рублей? По информации частных перевозчиков, в ходе недавней встречи в администрации Железногорска был поднят вопрос о повышении платы за проезд и в автобусах «Транспортных линий» тоже до 25 рублей. Оперативно подтвердить или опровергнуть эту информацию в муниципальном транспортном предприятии не удалось. В аппарате Железногорской городской Думы 13 октября сообщили, что пока проект такого решения депутатам не поступал.
В Железногорске с 1 ноября проезд в маршрутках подорожает на 6 рублей
7 минут
16 октября 2023