Журналистка Хелен Дэйл пишет в The Spectator об итогах референдума в Австралии по поводу признания прав аборигенов:
«Когда вопрос о проведении референдума был вынесен на всеобщее обсуждение, его поддерживали от 60 до 70 % населения. Недавноизбранный премьер-министр Австралии Энтони Олбаниз уже считал себя победителем.
Однако по прошествии времени поддержка исчезла. Вина за это отчасти лежит на самом премьер-министре и его партии: они взяли кампанию по продвижению референдума под свой контроль и полностью подогнали дизайн референдума под свои интересы, самым яркимпримером чего является отказ от идеи конституционного собрания и парламентского процесса вовлечения общественности в данный процесс. В какой-то момент Олбаниз тщательно подобрал состав рабочей группы по референдуму, куда вошли 21 представителя аборигенных народов и островитян Торресова пролива, с которыми правительство могло уверенно вести переговоры.
Тем не менее, основная вина за провал голосования заключается в том, что «Голос» – если бы поправка к конституции была принята – больше напоминал бы наделение дополнительными политическими правами группы людей на основе расовой принадлежности. Зная, что это является сильнымаргументом противников подобных изменений, сторонники референдума попытались опровергнуть их, указав, что существует только одна человеческая раса, поэтому провести различия на основе расовой принадлежности практически невозможно. Это различие, как утверждалисторонники поправок, относится к происхождениюи к «неотъемлемым правам аборигенов и жителей островов Торресова пролива, которым этим права принадлежат по праву происхождения».
Чисто технически это правда: биологических рас не существует среди людей. Мы недостаточно отличаемся от друг друга на генетическом уровне. Шимпанзе обладают биологической расой (биологи в данном случае используют термин «подвид»), а люди – нет. Однако, аборигенное происхождение даже в незначительных количествах бросается в глазах при проведении генетического теста от 23andMe test. Сторонники поправок заявляют, что «Голос» не имеет отношения к расе, что больше похоже на надувательство: происхождение от Первых Народов Австралии использовалось с целью провести различия в духе XIX века, когда расисты занимались теми же самыми манипуляциями с расой».