Найти тему
Медиапалуба

Электропричалы с Wi-Fi и биометрией — интервью с Пермской судоверфью

В последнее время много внимания уделяется развитию электросудоходства на московской акватории. В частности, минувшим летом была открыта первая линия с несколькими остановками. На торжественной церемонии, которая состоялась на Северном речном вокзале, присутствовал не только мэр столицы, но и президент России Владимир Путин.

Проект реализуется столичным департаментом транспорта в сотрудничестве с компанией «Emperium», которая производит электросуда. Но не стоит забывать, что важную роль тут играет и Пермская судоверфь, отвечающая за разработку и строительство специальных остановочных комплексов, заточенных под «электрику». Меморандум о сотрудничестве судоверфи с компанией «Emperium» по этому проекту был подписан два года назад на предыдущей выставке «Нева».

Сейчас заканчивается передача Москве остановочных пунктов, предназначенных уже для второй линии, финальный комплект будет отправлен в середине октября. В преддверии этого события мы побеседовали с исполнительным директором Пермской судоверфи Михаилом Мухаметсафиным.

    Фото: пресс-служба Пермской судоверфи
Фото: пресс-служба Пермской судоверфи

П: Как вы пришли к тематике таких причалов? Не самое распространенное в России направление…

— Когда мы только создавали Пермскую судоверфь, наши партнеры из компании «Emperium» предложили нам поучаствовать в проектировании одного из остановочных пунктов. Есть два варианта таких пунктов – диаметром 16 метров и 10 метров. Мы разработали тот проект, который на 10 метров, после чего приступили к строительству первого серийного образца.

Мы базируемся на площадке бывшего судостроительного завода «Кама», которая после множества смен собственников по инициативе губернатора перешла в муниципальные руки – под крыло правительства Пермского края. Соответственно нужно было загружать предприятие каким-то серийным заказом. И в силу длительных взаимоотношений с текущим руководством компании «Emperium» мы наладили такую кооперацию.

П: Расскажите про последнюю отгруженную партию.

— Последняя партия состояла из четырех комплектов малых остановок и одной большой остановки. Отгрузили мы их в конце июля. Сейчас комплекты достраиваются в Москве, планируется еще одна отгрузка в середине октября. Это позволит организовать запуск второго маршрута с участием департамента транспорта Москвы.

П: Как устроены электропричалы? В чем их физические особенности?

— Физически это высокотехнологичная конструкция дебаркадера на воде. Здесь есть и Wi-Fi, и возможность оплаты картой «Тройка». Они очень сильно интегрированы в маршрутную сеть Москвы – это и бесплатные пересадки на автобусы, это и визуальная идентификация, это и код по биометрии.

П: В Москве сейчас судоходство на электроэнергии активно развивается, перспективы должны быть очень интересными. Планируете ли вы и дальше участвовать в таких столичных проектах?

— В данной сфере лучше всего задать вопрос компании Sitronics, так как она сейчас является провайдером этой темы. Мы только строим. Права на этот вид остановок и судов принадлежат правительству Москвы, это их персональная фишка. В других регионах, вполне вероятно, появится что-то аналогичное, но на Москву в точности это не будет похоже в любом случае.

П: То есть проект остановочных комплексов, которые вы делаете, на другие регионы не можете поставлять?

— Именно этот проект, к сожалению, нет. Но мы в рамках собственного проекта делаем модульные причальные остановочные комплексы для Перми. Они состоят из базовых прямоугольных модулей, которые можно сложить в причалы разной длины. Строительством таких причалов уже заинтересовались ряд транспортных и круизных компаний, потому что в нынешнее время инфраструктурная составляющая на воде, мягко говоря, сильно хромает. Она либо уничтожена, либо находится в неудовлетворительном состоянии. В силу нашего низкого уровня воды в этом году швартовка судна даже к таким причалам невозможна.

Я могу показать фотографию причала у музея «Хохловка», где мы планировали подгонять 588-й проект трехпалубника. Там до среза воды 15 метров. Если там поставить обычный бетонный причал, то к нему все равно никак нельзя будет пришвартоваться. А наш модульный имеет возможность передислокации ближе к акватории. И в зависимости от уровня воды мы можем быть на плаву.

П: На Каме судоходство растет в последнее время?

— За этот год, мне кажется, начинает потихоньку подрастать. Появляется интерес к новым судам – в части к судам Ecobus и Ecovolt, которые делает компании «Emperium», а также к судам на подводных крыльях. Повышается интерес разных регионов в плане создания и дальнейшего развития точек притяжения на воде. Спрос рождает предложение.

В этом году к нам в Пермь прибыл, например, «Мустай Карим». Мы года полтора назад с «Водоходом» это обсуждали и наконец-то реализовали. Если такой крупный игрок, как «Водоход» интересуется заходами в малые города, то это позволяет развиваться. Он может миксовать свои маршрутные сетки так, чтобы охватывать большее количество регионов. А если они в регион заходят, то они могут сами развивать точки притяжения в плане организации экскурсий и всего прочего.

П: Помимо причалов, чем занимается судоверфь?

— Изготавливаем металлоконструкции для различных городских проектов. Однако они не составляют основную долю выручки. Это просто профильные работы, которые позволяют набивать руку и не простаивать команде судостроителей.

Также развиваем свои проекты. Например, представили на «Неве» эскизные проекты по буксиру, по контейнеровозу, по пассажирскому судну. У нас есть определенные заявки на круизные лайнеры – аналог советского трехпалубного теплохода 301-го и 588-го проектов, но с возможностью захода на Севморпуть. Но для реализации таких крупных проектов, нужна государственная поддержка, потому что стоимость строительства для малого туроператора неподъемна. Она может достигать 2,5 – 3 миллиардов рублей, и не всем малым предприятиям такую сумму могут дать даже в лизинг.

Интерес у заказчиков в принципе есть – и по буксирам, и по баржам, и по баржебуксирным составам. Но есть сложности географического плана. Подходил заказчик, которому нужны баржи на Енисей, но из Перми туда слишком долгий путь. Буксир мы бы могли построить, и он своим ходом дошел бы до точки дислокации, с баржей все не так просто