Занявшие в 1918 году Казань большевики не гнушались никакими методами в борьбе с "контрреволюцией". От "Красного террора" в городе пострадали тысячи невиновных. Чекистов не особо интересовала справедливость свершаемых ими деяний. Они расправлялись со всеми, кто мог им просто не приглянуться:
Город задыхался от зверств и ужасов Чека. Сотнями расстреливались невинные русские люди без суда и следствия и только потому, что они принадлежали к интеллигенции. Профессора, доктора, инженеры и т.п. то есть люди, не имевшие на руках мозолей, считались буржуями и гидрой контрреволюции. Пойманных офицеров расстреливали на месте. (Ф. Мейбом. Тернистый путь)
Когда в Казань прибыл главнокомандующий Красной армией бывший капитан Муравьев, то он потребовал от всех оставшихся офицеров в городе явиться для регистрации. Как вспоминал штабс-капитан (в последующем подполковник Белых войск) Федор Мейбом, эти офицеры представляли собой жалкую и позорную картину. "Таких господ офицеров мы называли "шкурниками"", вспоминал потом он.
Не все офицеры добровольно смирились со своей участью. Часть из них не пошла на регистрацию. Кто-то ушел в леса, кто-то вел подпольную деятельность в городе. К сожалению офицерские организации быстро разоблачались. "Шкурники", чтобы спасти свою жизнь вставали на путь измены. В одной из таких провалившихся организаций состоял штабс-капитан Федор Мейбом.
Когда начались повальные аресты подпольщиков Мейбом поспешил к своему другу гвардии капитану Петру Лескову. Тот жил в паре кварталов. Оказалось, что ЧК уже нашли списки членов организации на квартире генерала Попова. Теперь арест всех участников был делом времени. Мейбом и капитан Лесков навестили своего товарища подполковника Сергея Якунавскго.
Теперь, собравшись втроем, им нужно было решить, что делать. Из оружия у офицеров при себе было несколько наганов и ручная граната. Выбраться из города подпольщикам мог помочь брат Федора - поручик 5-го уланского полка Георгий Мейбом, который теперь работал агрономом. Офицеры договорились встретиться с ним.
Георгий велел офицерам приходить ночью к рыбацкому поселку на берегу Волги. Федор, Петр и Сергей закоулками, избегая встречи с "товарищами" пробрались к условленному месту. Там их встретил Георгий с местным мужиком. Мужик представился Михеичем и сказал, что он лесник, что живет в горах. Лесник посадил офицеров в лодку и обещал вывезти по реке в безопасное место.
Вскоре они добрались до сторожки в горах, где Михеич накормил и приютил разыскиваемых офицеров. Утром лесник поехал в Казань, чтобы разведать обстановку и поговорить с Георгием, братом Федора. В это время оставшиеся офицеры стали обсуждать план подпольной борьбы с коммунистами. Так прошел день, Михеич не возвращался. Не было его и на следующий день.
Заподозрив неладное Мейбом предложил переместиться из домика в ближайший лесок из которого видна была тропинка к хате и наблюдать. Как оказалось мера эта не была излишней. Они просидели до темноты не заметив ничего подозрительного. Но вдруг посреди ночи в хате загорелся огонь. Через некоторое время офицеры решили подобраться к домику и выяснить, что происходит внутри. С трех сторон они двинулись к сторожке. Загляну в окно они увидели следующее:
Лампа была прикручена, освещение скверное, но все же я увидел Михеича, связанного, сидящего на полу с разбитым лицом, а вокруг стола стояли "товарищи", уничтожая самогон. (Ф. Мейбом, "Тернистый путь)
Внутри хаты было пять красных бандитов. Силы были неравны, но "товарищи" уже изрядно приняли. Это давало шанс на победу. Плюс чекисты совсем не ожидали нападения. Винтовки стояли на противоположной стороне стола, кобуры наганов были застегнуты. Этим преимуществом стоило воспользоваться.
Офицеры рывком распахнули дверь и ворвались внутрь. Череда выстрелов прервала красную вакханалию. Один из чекистов попытался выскочить в заднюю дверь, но его остановила пуля Лескова. Тела чекистов выбросили в заднюю дверь, а после бросились к Михеичу. Тот был в ужасном состоянии. "Товарищи" всячески мучили его. У лесника не было ногтей на некоторых пальцах, отсутствовала часть правого уха. Офицеры забрали у чекистов санитарные пакеты и перевязали лесника.
Подпольщики захватили у чекистов патроны, винтовки, наганы и даже гранаты. Это был богатый улов, но оставаться в сторожке было нельзя. Наутро все еще слабый Михеич вызвался проводить офицеров в пещеру, которая по его словам скрывала беглецов еще со времен Сеньки Разина. Пробыв несколько дней в пещере и даже вступив в бой с бандой большевиков, отряд впоследствии присоединился к партизанам Георгия Ватягина.
Ватягин радостно приветствовал офицеров, заявив им: "Я вас знаю по разговорам, по вашей расправе с пятью чекистами в хате Михеича. Милости просим примкнуть к нам, я бывший учитель, во время войны получил офицерский чин поручика. Большевики жестоким способом убили мою жену и двоих детишек, теперь я их ловлю и давлю как мух".
Отряд Ватягина блестяще проявил себя. Вскоре к Казани подошли войска Каппеля. Каппелевцы численностью около трех тысяч человек разгромили превосходящие по численности силы красных в городе (для обороны города коммунисты стянули около десяти тысяч человек, (включая латышских стрелков, мусульманский социалистический полк, татаро-башкирский батальон, мусульманский коммунистический отряд и множество других подразделений).
Освобождение Казани стало одной из значимых побед Русской армии в Гражданской войне. Да, в конечном итоге война эта была проиграна. И потребовалось более 70 лет, чтобы Россия вновь повернулась к своим историческим корням и сменила красный флаг на исторический триколор. Но то, что ждет нас в будущем все еще полностью зависит от нас.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.