Найти в Дзене

5 вопросов о детских травмах специалисту по психосоматике

Большая часть травм, которые влияют на формирование нашей психики, родом из детства. Период от рождения до 3 лет – самый сложный для работы психолога. В это время у ребенка еще нет вербалики, основная мозговая структура – лимбическая система, а неокортекс еще только развивается. Взаимодействовать с пациентом в этом случае можно только через тело и его память. Психотравмы этого периода жизни относят к ранним травмам и выделяют в группу терапии ранней травмы. Они очень часто ложатся в основу всех наших последующих переживаний, опыта и характера. Мы задали 5 вопросов о ранних травмах эксперту МАМР – психологу, психосоматотерапевту, релаксологу – Анне Соколовой. Делимся ответами специалиста. Каковы первые проявления ранней травмы у ребенка? На что обратить внимание? Установить причину первой психотравмы ребенка довольно сложно, так как это очень индивидуальный момент. То, что для одного будет травмой, другой перенесет без последствий. Травмы из детства чаще проявляются уже во взрослом во
Оглавление

Большая часть травм, которые влияют на формирование нашей психики, родом из детства. Период от рождения до 3 лет – самый сложный для работы психолога. В это время у ребенка еще нет вербалики, основная мозговая структура – лимбическая система, а неокортекс еще только развивается. Взаимодействовать с пациентом в этом случае можно только через тело и его память.

Психотравмы этого периода жизни относят к ранним травмам и выделяют в группу терапии ранней травмы. Они очень часто ложатся в основу всех наших последующих переживаний, опыта и характера.

Мы задали 5 вопросов о ранних травмах эксперту МАМР – психологу, психосоматотерапевту, релаксологу – Анне Соколовой. Делимся ответами специалиста.

Каковы первые проявления ранней травмы у ребенка? На что обратить внимание?

Установить причину первой психотравмы ребенка довольно сложно, так как это очень индивидуальный момент. То, что для одного будет травмой, другой перенесет без последствий. Травмы из детства чаще проявляются уже во взрослом возрасте, формируя поведение и привычки человека.

Чтобы должны делать родители, чтобы минимизировать возникновение травм

  • Находиться в эмоциональном контакте с ребенком, поддерживать его, давать много любви и заботы (особенно в сложных ситуациях, например, при вынужденном расставании).
  • Уделять достаточное количество внимание не только младшим, но и старшим детям в семье.

ВАЖНО! Позиция «ты уже взрослый» по отношению к малышу может подтолкнуть его к привлечению вашего внимание любым способом. В том числе и через плохое поведение.

Как использовать метафоры в общении с ребенком, чтобы лучше понимать его переживания и мысли?

-2

Для того чтобы общаться с ребенком на уровне метафор, родитель должен быть эмоционально зрелым. Такой тип взаимодействия предполагает, что взрослый может общаться на уровне, соответствующем возрасту малыша.

Например, можно использовать отсылки к известным ребенку сказкам, говорить теми словами и образами, которые ему доступны.

Как почувствовать в своем теле старые негативные эмоции? Можно ли проделать это самостоятельно или лучше обратиться к психологу?

Когда мы сталкиваемся с психотравмой, наш эмоциональный фон не соответствует тому, что происходит. Понять, насколько старая эта травма, практически невозможно.

Самостоятельно разобраться с этим вопросом тоже не получится, необходимо прийти в терапию. Психолог поможет обойти защитные механизмы, которые психика построила вокруг травматичного события, и даст вам обратную связь безопасно, экологично и правильно.

Возможно ли «излечить» свою личность от ранних травм и «переписать» свой характер?

Большая часть психотравм остается в опыте человека, но не имеет эмоционального заряда и напряжения. Это позволяет нам обращаться к опыту прошлого в разных ситуациях.

Травмы и опыт влияют на характер, поведение и реакции, дают вариативность выбора в конкретной ситуации. Люди переносят травматичную модель общения из детства в свои взрослые отношения. Например, проецируя на партнера роль своего холодного родителя, внимание которого нужно было заслужить.

В терапии повторение сценария становится очевидным и позволяет человеку в похожей ситуации начать взаимодействовать с партнером иначе, проговорить проблему.

-3

Кто должен быть рядом с человеком в момент, когда он осознает свои ранние травмы? Как лучше пережить это событие?

В момент таких переживаний лучше находиться в безопасном пространстве с человеком, который достаточно экологичен.

Психологов учат быть нейтральными и безоценочными во время терапии. Такие специалисты умеют сопереживать, контейнировать чувства своих подопечных и работать с ними. Они дают поддержку на эмоциональном, словесном и телесном уровнях.

Психолог не несет ответственности за события, но работает с ними, помогая клиенту прожить те чувства, которые были заблокированы, и получить новый опыт.

Базовые знания по телесно-ориентированной психологии необходимы в работе реабилитологов, физических терапевтов, педиатров, врачей и инструкторов ЛФК, массажистов и тренеров. Знание методик помогает оценивать состояние клиента и принимать решение о наилучшем подходе к работе с ним, а также определять мышечные зажимы у пациента и подбирать соответствующие техники для работы с ними.

-4
Ознакомиться с основными направлениями, методами работы, различными методиками телесно-ориентированной диагностики и особенностями работы с клиентом в телесно-ориентированной психологии можно на курсе МАМР «Основы телесной терапии».

Более подробная информация об этом и других курсах повышения квалификации и прогрессивных методиках для реабилитологов, массажистов, физических терапевтов, логопедов, инструкторов ЛФК, мануальных терапевтов, неврологов, фитнес-тренеров, педиатров, остеопатов — на наших ресурсах:

ВКонтакте: https://vk.com/mamrkurs

Telegram: https://t.me/mamrkurs

YouTube: https://www.youtube.com/@mamrkurs