Авторы «СЭ» Юрий Голышак и Александр Кружков побеседовали для знаменитой рубрики «Разговор по пятницам» в 2015 году с олимпийским чемпионом-1964 Станиславом Петуховым, всю карьеру выступавшим за московское «Динамо». В приведенном отрывке Станислав Афанасьевич приводит свою версию смерти нападающего сборной СССР и московского «Локомотива» Виктора Якушева.
– Когда-то вы пытались расследовать историю гибели Виктора Якушева.
– Лежит у меня где-то ответ из Госдумы. Депутат посылал запрос министру внутренних дел. Виктор Прохорович возвращался с юбилея Анатолия Ильина, футболиста. Трезвый!
– Как странно.
– Я Ильина спрашивал: «Много он пил?» – «Усатый вообще не прикоснулся, сами удивлялись». Прохорович в молодости усы носил, так и привязалось – Усатый. Незадолго до смерти получил квартиру в районе Щелковской, хорошая жена… Жизнь налаживалась!
– Где его нашли?
– Сидящим на лавочке в сквере. Недалеко от новой квартиры. Что было до лавочки – никто не знает. На руках ссадины, явно от наручников. Причем обмазаны зеленкой. Йода в отделениях милиции не бывало – только зеленка! А отбили Прохоровичу внутренние органы.
– Отыскали этих милиционеров?
– Нет. У каждого милицейского экипажа есть план. Видят – сидит: «Выпивал?» – «Нет» – «Да что там, давай в милицию, разберемся…» Таких случаев в 90-е были сотни. Деньги в отделении отбирали. Жуткие времена.
Витька по характеру молчаливый. Спокойный. Это Эдик Иванов мог в драку кинуться, Сережа Капустин вообще вулкан. А Якушев – никогда. Агрессии ноль. Что интересно, был в тот вечер в белой рубашке. Вроде били его – а рубашка осталась чистой, глаженой! Вот как понять?
– Умер там же, на лавочке?
– Нет, доставили домой. Витькина жена позвонила генеральному секретарю федерации хоккея Валентину Козину. Сказала, какие лекарства нужны. Прохоровича отвезли в больницу, еще в сознании. Пролежал с внутренним кровотечением дней десять. Но всё отбили так, что не спасти.
Якушева помнят, а на Преображенском лежит Витя Никифоров. Вот фигура, Витя-то! Олимпийский чемпион 1956-го, а забыли напрочь! Я к Сафронову подходил. Андрей, говорю, Николаевич, это же наш, динамовский…
На Малой арене висят свитера олимпийских чемпионов. Из «Динамо» нет двух – Никифорова и Саши Пашкова. Почему – не знаю. Пашков-то живой.