«Рыбоводство в Исландии — это "пара диких парней, которые хотят быстро заработать деньги и пожертвовать природой"», — заявила исландская певица Бьорк перед выпуском «забытой» песни, призванной помочь в борьбе с этой вызывающей все больше споров практикой. Певица рассказывает о своем сотрудничестве с Розалией и о том, как артисты реагируют на чрезвычайные экологические ситуации
Карен Маквей, The Guardian
В интервью Guardian Seascape она добавила, что артисты часто становятся «канарейками в угольной шахте» экологических чрезвычайных ситуаций, поскольку их работа заключается в том, чтобы быть чувствительными.
Песня, написанная совместно с каталонской поп-звездой Росалией, основана на записи, которую Бьорк сделала два десятилетия назад и откопала только в этом марте.
Вырученные средства певицы передадут активистам, выступающим против промышленного разведения лосося в Исландии, которая в настоящее время находится в центре внимания после того, как стало известно о неоднократных побегах тысяч рыб в дикую природу.
Бьорк сказала, что вновь обнаруженная песня звучит «странно», отметив, что она была записана около 20 лет назад, когда ей было около 30 лет. Я подумала: «Ну и ну, ладно — ритм в ней был очень примитивным, но, наверное, я была немного вдохновлена дэнсхоллом с Ямайки».
Подумав, что она может использовать эту песню в интересах охраны окружающей среды, «к которой лежит мое сердце», она попросила Розалию помочь ей обновить зонг для современной аудитории, а довести до ума взялся ирландско-шотландский продюсер Sega Bodega.
«Чтобы возродить песню для экологической платформы в 2023 году, нужно пригласить гостя, который будет представлять момент», — сказала Бьорк о своих размышлениях. «Дэнсхолл — это бабушка реггетона. Когда я услышала эту песню, я подумала: У Розалии на альбоме много реггетона. Я знаю, что она действительно переживает и хочет действовать. Я думаю, что она была в восторге, потому что хочет сделать что-то для окружающей среды».
Артисты часто становятся защитниками окружающей среды, потому что, по словам Бьорк, «мы — канарейки в угольной шахте. Наша работа заключается в том, чтобы постоянно держать свои датчики, свои антенны на виду, считывать, как мы чувствуем себя в окружающей среде, и быть в курсе. Мы улавливаем эту чрезвычайную ситуацию — и хотим действовать соответственно».
В своем аккаунте Instagram по поводу сотрудничества Бьорк написала: «Люди, живущие во фьорде Сейрисфьордур, встали и протестовали против того, чтобы там начали разводить рыбу. Мы хотели бы пожертвовать продажи этой песни, чтобы помочь им оплатить судебные издержки, и надеемся, что это будет показательным примером для других».
Бьорк заявила, что промышленное разведение лосося «уже оказало разрушительное воздействие на дикую природу, а выращенная рыба страдает от ужасных заболеваний. А поскольку многие из этих рыб сбежали, они начали изменять ДНК исландского лосося в худшую сторону, что в конечном итоге может привести к его исчезновению».
Однако, подчеркнула она в интервью Guardian, сама песня не является протестом. «Это не активистская песня», — сказала она. — «Это песня о любви. Она не о рыбе». Она сделала паузу. «Хотя об этом можно написать хорошую панк-песню».
«Это не самая моя экспериментальная песня. Я не совсем поп-музыкант. Именно поэтому она не вошла в [прошлые альбомы] "Homogenic" или "Vespertine". Там было слишком много сахара. Это как раз то, что мне нужно. Вот почему я хотела отдать его на благое дело».
По ее словам, рекламные материалы к песне также написаны на испанском языке в надежде, что «другие могут последовать за ней». «Розалия говорила мне, что в Аргентине и Чили [рыбоводство] — это катастрофа».
По словам Бьорк, прежде чем принять решение о поддержке движения, она задала себе три вопроса. «Можем ли мы остановить это? Можем ли мы изменить это? Можем ли мы спасти дикого исландского лосося? Ответ на все эти три вопроса — да, мы можем».
Она отметила, что настроения против разведения лосося в Исландии объединили левых и правых, и охарактеризовала эту отрасль как «пару диких парней, которые хотят быстро заработать деньги и пожертвовать природой».
В прошлом Бьорк занималась экологическим активизмом: однажды она отложила выступление на исландском фестивале Airwaves, чтобы провести демонстрацию против планов строительства 50 плотин и гидроэлектростанций. Дэвид Аттенборо записал сообщение, объясняющее концепцию «биофилии», для приложения, выпущенного к ее одноименному альбому, а в 2019 году шведская климатическая активистка Грета Тунберг записала сообщение для тура Бьорк «Cornucopia».
В том же году Бьорк и Тунберг призвали премьер-министра Исландии объявить чрезвычайную климатическую ситуацию, а когда Катрин Якобсдоттир этого не сделала, Бьорк в прошлогоднем интервью Guardian обвинила ее в том, что она отказалась от своих слов, сказав: «Я была так взбешена, потому что планировала всё в течение нескольких месяцев».
В 2008 г. Бьорк выпустила песню «Náttúra» с участием Тома Йорка из группы Radiohead, все доходы от которой пошли на кампанию Náttúra — экологическую группу, одним из основателей которой она стала, чтобы бороться со строительством в Исландии алюминиевых заводов, финансируемых иностранными компаниями.
Мать певицы, Хильдур Руна Хауксдоттир, скончавшаяся в 2018 году после продолжительной болезни, также выступала против строительства заводов, а в 2002 году в знак протеста объявила голодовку на 23 дня.
«Мы — хранители», — заключила Бьорк. — «Мы хотим защитить природу».