Как и большинство моих постов, этот начнется с того, что я увидела в интернете. А увидела я ролик одного известного блогера, в котором он удивлялся - как можно назвать милостью казнь пятерых декабристов и отправку в ссылку еще многих людей? Я понимаю, что эта тема довольно острая, но, к сожалению, важно понимать, что это действительно была милость.
Я пытаюсь продвигать принцип: надо смотреть на ситуацию с разных сторон. Отношение к истории не исключение.
Кем является человек по отношению к государству? Гражданином. Он платит налог, государство, в свою очередь, на этот налог финансирует самые разные сферы нашей жизни - образовательную, медицинскую, культурную и т.д. Но так было не всегда. Двести лет назад человек для государства - подданный. А быть подданным-значит принадлежать государству, подчиняться его правотворческой власти. Да, судьба крестьянина была тяжелее судьбы дворянина в мирное время. Но мирного времени особо и не было. А коль война, то будь добр бежать в атаку по первому зову.
Так вот. Подданные принадлежат государству. Это ужасно звучит в реалиях современного мира, но тогда и мир был другим. Как бы это не представлялось внутри групп заговорщиков, официально декабристы вышли на площадь,чтобы убить императора, по сути своего господина.
За последний стрелецкий бунт Петр Первый устраивал массовые казни за посягательство на свою особу, но Николай Первый ограничился смертью лишь главных заговорщиков и лично всем смягчил наказание, когда со смерти Петра прошло всего сто лет. Вы понимаете какой это скачок в истории? В средневековье люди столетиями жили, не меняя своего уклада, а тут за сто лет начинает проявляться хоть какой-то либерализм. А спустя двести лет мы удивляемся как вообще казни имели место быть и их называют милостью. Это ли не прогресс? К слову, Вы знаете, что во Франции казнили людей, когда уже вышли звездные войны?
И это только радикальные меры. Тот же Петр Первый регламентировал каждую сферу жизни. Как топить бани, как выходить замуж/жениться, что носить и т.д. Подданный делает то, что государь скажет. Нарушаешь? У Императора на такой случай есть указ.
Это замечательно, что мы живем во времена, когда нормы двухсотлетней давности кажутся кошмаром. Однако главная мысль моего поста в том, что при анализе истории, не забывайте, что это был другой мир.
Спасибо.