Найти тему
Анна Полианна

Домашнее задание делаем вместе с мамой?

– Вот! Еле выпросила, – Полина победно трясёт листочком.

 

– Что это? – отрываюсь я от компьютера.

 

– Дополнительные задания по математике, на отметку, – поясняет она.

 

Ладно, если душа хочет, пусть выполняет. Хотя я не очень представляю Полину, которая что-то выпрашивает. Но сама формулировка звучит интересно.

 

– Проверишь? – это уже вечером Полина спрашивает меня.

 

Сначала я даже была готова согласиться проверить, но потом увидела, сколько там примеров и, честно, стало лень. А ещё она писала их ручкой, которая стирается. Значит, не уверена, что решила правильно, и перекладывает на меня ответственность? Не, так не пойдёт.

 

– Получается, сначала я проверю, потом учительница?

 

– Да, – говорит Поль.

 

– Нет, – говорю я. – Проверишь сама и сдашь.

 

Когда-то у меня был первый класс, потом второй. Сколько мы ругались с родителями из-за расписания и домашнего задания. Выкладывайте в чат, просили они, я же считала и считаю, что дети должны учиться быть самостоятельными, ответственными. Мои школьные дети записывали всё в дневник. Но не все. И с родителями этих детей возникали контры.

 

Второй класс – это было что-то. Отметки были нужны не сколько детям, сколько родителям. Меня это пугало. Некоторые мамы выпрашивали номера телефонов других учителей, требовали объяснений, за что у ребёнка стоит та или иная отметка. Не пробовали у ребёнка сначала спросить? Хотя ребёнок обычно хлопал глазами, мол, ничего не знаю, это всё учитель.

 

С родителями мы знатно потрепали друг другу нервы, зато к концу второго класса я услышала от учителей: «Анна Валерьевна, какие у вас дети! Они сами говорят, за что у них стоит отметка». Ура. Вот она, ответственность.

 

Я позволяю Полине ошибаться. К двойкам она относится спокойно, без паники и слёз. Ну, бывает. Зато потом берёт и делает.

 

Я никогда не заглядывала Полине в портфель, даже в первом классе. Собирала сама всё по дневнику. Иногда что-то не записывала или забывала, что там нужно было сделать, тогда узнавали у родителей, развивали коммуникативные навыки, как я это называю. Или опосля Полина сообщала, что забыла, например, положить клей. «Зато попросила», – для неё это про выход из зоны комфорта.

 

Полина никогда не звонила мне со словами (и слезами), а где моя шапка? Ножницы? Тетрадь? Ты почему не положила мне спортивную форму? Полина не носит телефон в школу. Он ей вообще не сильно нужен.

 

Я не знаю, когда и какие у Полины уроки. Это её ответственность (это же не про мой пофигизм, правда?), но если нужна моя помощь, Полина всегда обращается. Иногда я её отсылаю со словами, ты это можешь сама, тогда делает сама (сделаешь в черновике, потом покажешь).

 

– Такое сложное задание по русскому языку дали, – делится как-то Поль.

 

– Я справлюсь? – спрашиваю я.

 

– Конечно! – приободряет она меня (мама всего лишь учитель русского языка).

 

И разбираемся. Учёба – намного интереснее, если не сводить её к отметкам. Это и есть учёба. Не бояться ошибаться, что-то забывать, уточнять, преодолевать себя, узнавать. И самое главное, делать это всё с желанием.

 

Анна Валерьевна и мамАня
Анна Валерьевна и мамАня

Иногда вспоминаю сентябрь прошлого года, Полина приходит домой и говорит: «Учительница сказала, домашнее задание нужно делать вместе с родителями. Одну строчку пишу я, другую – ты». Не прокатило.