Найти тему
История и культура Евразии

Калмыцкая сказка Емельяна Пугачева как показатель тесных связей казачества с кочевыми этносами

Образ Емельяна Пугачева неразрывно связан с кочевыми народами Российской империи - башкирами, казахами, ногайцами, калмыками.

Представители кочевых этносов массово принимали участие в восстании Пугачёва. И сам Емельян Иванович Пугачёв связан с кочевой братией близкими узами, практически родственными. Поэтому, они за ним и пошли.

Василий Перов, «Суд Пугачёва» (вариант), 1875. Государственный исторический музей (Москва)
Василий Перов, «Суд Пугачёва» (вариант), 1875. Государственный исторический музей (Москва)

Это хорошо отметил А.Пушкин в "Капитанской дочке". Особенно в месте, где Пугачев после того как спас Петра Гринева ведет с ним разговор. И рассказывает тому калмыцкую сказку, которую еще в детстве рассказывала казаку пожилая калмычка:

Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-всего только тридцать три года?
- Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной.
Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же.
Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; сели.
Ворон стал клевать, да похваливать.
Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

Для литературоведов эта сказка показатель характера Пугачева и почему он рассказал её Гринёву.

Для историка и этнолога как я, эта сказка показатель тесных связей между казачеством и степным миром. Что конечно первым подметил гений Пушкина.

Материал подготовлен на основе видеоматериала Государственного музея А. С. Пушкина: