Найти тему

Этот разнообразный и многоликий Джимми GMC CCKW: самая популярная в американской промышленности модель грузовика в XX веке.

Оглавление

GMC CCKW - это легендарный грузовой автомобиль, который прославился тем что выпускался огромными сериями и служил без малого 30 лет. Он стал своего рода визитной карточкой американского военного автопрома в середине XX века. Образ запоминающийся и брутальный. Наверняка нет ни одного человека, интересующегося историей, или моделизмом, кто не видел бы хоть раз этот грузовой автомобиль, на картинках, в кино, играх или в образе сборной модели из волшебного пластика.

О востребованности говорит число выпущенных единиц. По данным ресурса Truck Encyclopedia, за 1941-1945 выпущено более полумиллиона автомобилей. Это много. Для сравнения, более известный в Советском Союзе Studebaker US6 был выпущен тиражом 220 000 экземпляров. Разница почти ровно в два раза.

Машина побывала везде, где были американские военные и их союзники (в том числе и в составе Красной Армии) и снискала себе славу рабочей лошадки прифронтовой логистики. И это не только на дорогах Второй Мировой. Этот автомобиль использовался и в Корее, и в целом до 60х годов был востребован армией Соединенных Штатов.

Ввиду такой долгой жизни, вокруг этого автомобиля сложился настоящий культ, мимо которого конечно не могли пройти производители и коллекционеры сборных моделей.

История этой машины ведет свое начало от коммерческого грузовика, который позиционировался в основном для фермеров и малых промышленников, как автомобиль для операционных нужд, с грузоподъемностью в 1,5 тонны. Фактически, если переложить функцию этой машины на сегодняшние реалии, то это получится в определенной степени аналог «газелей». Правда в Европе уже вовсю пахло порохом, поэтому создание на удачном шасси военного образца грузовой машины, было вопросом времени.

Повестку в армию, грузовику выписали французы, которые заказали GMC крупную партию полноприводных грузовиков AFKWX.

Нечто французское
Нечто французское

В то же время Артиллерийский Корпус Армии США (US Army Ordnance corps) начал проводить изыскания по созданию стандартного грузового автомобиля для собственных нужд. Были сформулированы требования, что автомобиль должен иметь полный привод на три оси, широкую вариативность исполнения и грузоподъемность 2,5 тонны.

Канонический образ Джимми
Канонический образ Джимми

Важную роль в том, что этот проект взлетел, было наличие у GMC линейки новых и удачных шестицилиндровых моторов GMC straight-6 c широким диапазоном мощностей. Для армейских нужд это было то что нужно. Например, любимый в Советском Союзе Studebaker так и не был массово принят в американской армии из-за невозможности стандартизовать мотор Hercules.

Непосредственно герой нашего сегодняшнего материала имел сердце GMC 270 с мощностью 91,5 л.с (68,2 кВт) и 104 л.с. (78 кВт) с 2750 об/мин. Двигатель был соединен с пятиступенчатой коробкой передач Warner T93.

Как же он называется

Особой интерес вызывают названия этой машины. Они иногда вызывают путаницу, которая усугубляется при визуальном обзоре модели. Попробуем разобраться.

Все ходы записаны Ordnance catalogue
Все ходы записаны Ordnance catalogue

В армейских каталогах (Ordnance Supply Catalogue- OSC) он проходил под индексом G-508, что означало на самом деле 34 разновидности базового шасси. Американская армия действительно и ошеломляюще реализовала стандартизованный подход:

  • Грузовое шасси Truck, 2+1⁄2-ton, 6×6
  • Короткое шасси CCKW 352 Chassis (SWB)
  • Длинное шасси CCKW 353 Chassis (LWB)
  • Фургон химической службы M1 Van, Chemical service
  • Фургон ремонта вооружений M7 Van, small arms repair
  • Фургон автомастерская M8 , auto repair
  • Фургон артиллерийская мастерская M9 Van, artillery repair
  • Фургон ремон приборов M10, instrument repair
  • Сварочный фургон M12, welding
  • Фургон слесарный M13, tool and bench
  • Фургон с запасными частями M14, spare parts
  • Механическая мастерская M16, machine shop
  • Фургон ремонта электрооборудования M18 Van, electrical repair
  • Приборный стенд M23, Instrument bench
  • Служба разминирования M27/27B1 Bomb service
  • Ремонт сигнальных систем M30 Signal corps repair
  • Ремонт шин M32 Tire repair
  • Грузовой короткий Cargo (SWB)
  • Грузовой длинный Cargo (LWB)
  • Самосвал Dump
  • Инженерная Engineer
  • Воздушный компрессор Air compressor
Воздушный компрессор
Воздушный компрессор

  • Экскаватор Earth boring
  • Понтонная машина Pontoon bolster
  • Топливная цистерна Fuel tanker
  • Топливный заправщик Fuel service (tanker w/pumps)
  • Водяная цистерна Water tanker
  • Очистка воды Water purification
  • Кавалерийский инвентарь Stock rack (for cavalry horses)
  • Пожарная помпа Class 530 Fire pumper
  • Зубоврачебный кабинет(Dental operating)
  • Кухня (Kitchen)
  • Автобус (others, 17 versions total)

Данный список взят из wiki варианта OSC. Он и сам по себе впечатляющ, но даже туда не вошли все модификации из реально существовавших.

Например, та самая зенитка Bofors, сборная модель которой и стала источником интереса к данному автомобилю, не вошла в этот каталог, очевидно потому что относилась к другому ведомству, так же, как и счетверенная пулеметная установка 12 мм Браунингов.

Родная Катюша!
Родная Катюша!

Или, например, ряд автомобилей оборудовались краном в кузове – упоминания о них в каталоге нет. Так же по понятным причинам, например, в этом каталоге нет советской «Катюши», которая тоже монтировалась на данном шасси. Но, согласитесь, список все равно поражает. Неосознанно хочется сделать сборные модели их всех.

В корпоративных источниках GMC он обозначался буквенными символами, которые на первый взгляд выглядят как какая-то несуразица, но в реальности имеют строгий смысл и структуру (Кстати Hobby boss, внесли свою лепту путаницы в опознание машины. Обратите внимание в конце статьи как на коробке со сборной моделью обозначен автомобиль)

Джимми и Джимми
Джимми и Джимми
Например, название канонического грузовика GMC CCKW расшифровывается следующим образом: С – дизайн 1941 года, С – обычная кабина (капотная компоновка), К – полный привод, W – сдвоенные задние оси (трехосный)
В то же время, например, предтеч, заказанный для французской армии и имевший обозначение AFKWX расшифровывается как А- дизайн 1939 года, F- передняя кабина (бескапотная), К- полный привод, W – сдвоенные задние оси (трехосный), X – нестандартный

А солдаты просто называли этих трудяг "Джимми". Скорее всего это имя просто созвучно названию компании GMC, но не исключаю что эта отсылка к прозвищу чернокожих американцев времен до наступления массовой политкоректности.

Производство

Однако путаница на этом не заканчивается. Мало того, что американцы ловко перетасовали колоду индексов и наименований, они так же мастерски запутали всех с внешним видом.

Удлиненный капот, но Джимми все тот же
Удлиненный капот, но Джимми все тот же

Эта машина выпускалась с тремя кабинами:

Открытая кабина
Открытая кабина

Обычная цельнометаллическая кабина, от коммерческого грузовика, по тем временам типичная для автомобилей из Соединенных Штатов. Характерная покатая крыша и наличие дверей.
Открытая кабина, без дверей и с мягкой крышей. Ее разработали в целях удешевления проекта к 1944 году и использовали массово на ряде теплых театров
Машина с удлинённым капотом GMC ACKWX 353 (трехтонный)
Машина с бескапотной компоновкой, доставшееся в наследство от пожеланий французов

Уважаемая публика, это все одно и то же стандартизованное шасси Джимми.

Килрой - символ американской военщины
Килрой - символ американской военщины

Подчиняясь ритмичной логике, характерной для американской военной промышленности того времени, каждая четвертая машина оснащалась пулеметным кольцом на месте пассажира, которая позволяла установить либо Браунинг М2 либо Браунинг М1919. По тем временам это стопроцентная инновация. Вооружать обычные грузовики снабжения тяжелыми пулеметами не смогла больше ни одна страна.

Чтобы окончательно сделать отличия еще более разительными, некоторое количество машин комплектовались лебедками в сильно выступающем вперед бампере.

Ну а что же с производством? Сайт truk enciclopedia приводит следующую весьма детальную производственную статистику:

Варианты относящиеся к серии CCKW : 518,000

  • LWB CCKW-353: 464,000
  • SWB CCKW-352: 54,000

Варианты не относящиеся к серии CCKW: 54,500

  • 1939 ACKWX: 2,466
  • C.O.E. AFKWX: 7,235
  • 6×4 CCW-353: 23,649
  • DUKW амфибия: 21,147

В качестве основной производственной площадки использовался завод Yellow Truck and Coach Co. в городе Понтиак (штат Мичиган).

Позднее, была открыта еще одна производственная площадка на заводе GM в городе Сент-Луис (штат Миссури).

Модель

Под завязку хочу добавить в свою статью немного лирики. Купив сборную модель Hobby Boss я открыл для себя целую новую вселенную легендарного грузовика, который всегда находился для меня в тени.

hobby boss
hobby boss

Моделизм тем прекрасен, что позволяет раскрыть новые и неизвестные грани разработки и эксплуатации вроде бы заурядных и простых машин.

Ты покупаешь модель, и неизбежно находятся интересные страницы, недоступные в любой иной ситуации. Так например было, когда я собирал Ла-11 и пришлось собирать факты о его применении и даже окраске:

То же самое повторяется с Джимми. Я веду свой проект в формате видеороликов. Что бы не пропустить, приглашаю всех подписываться на канал.

Всем творчества! Всем креатива!

Авто
5,66 млн интересуются