Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Крупнейший парк России. Где находится и чем ещё интересен?

Как и большинство городов Кавказа, Нальчик начинался с крепости, заложенной в 1818 году Алексеем Ермоловым. То были смутные времена: первой принявшая русское подданство в 1557 году, в 1760-х Кабарда и первой на Кавказе взбунтовалась против России. Полвека восстаний, карательных походов и мухаджирства (исхода) совершенно обескровили регион, но сломили сопротивление. В 1822 году последний кабардинский князь-валий Кургоко Джанхотов был низложен на должность окружного судьи, так что крепость на этом месте выглядела несколько запоздалой. Зато располагалась она на стыке не только плодородной Кабарды, но и впридачу Черека и Чегема - двух самых богатых ущелий присоединившейся к России в 1826 году Балкарии. Это превратило крепостную эспланаду в торг, где народы, кланы, горные общества могли взаимодействовать через руки горских евреев да под надзором русских солдат. В 1839 году под крепостью появилось военное поселение, куда в 1842 переместился штаб Центра Кавказской укреплённой линии. В 1871

Как и большинство городов Кавказа, Нальчик начинался с крепости, заложенной в 1818 году Алексеем Ермоловым. То были смутные времена: первой принявшая русское подданство в 1557 году, в 1760-х Кабарда и первой на Кавказе взбунтовалась против России. Полвека восстаний, карательных походов и мухаджирства (исхода) совершенно обескровили регион, но сломили сопротивление.

В 1822 году последний кабардинский князь-валий Кургоко Джанхотов был низложен на должность окружного судьи, так что крепость на этом месте выглядела несколько запоздалой. Зато располагалась она на стыке не только плодородной Кабарды, но и впридачу Черека и Чегема - двух самых богатых ущелий присоединившейся к России в 1826 году Балкарии. Это превратило крепостную эспланаду в торг, где народы, кланы, горные общества могли взаимодействовать через руки горских евреев да под надзором русских солдат.

В 1839 году под крепостью появилось военное поселение, куда в 1842 переместился штаб Центра Кавказской укреплённой линии. В 1871 году Нальчик стал слободой Пятигорского округа Терской области, из которого в 1882 году выделился Нальчикский округ. Торговля на полвека взяла верх над войной, а побочным эффектом этого разжимания кулака появился Атажукинский сад - один из крупнейших парков России:

Он начинался с подсобного хозяйства крепости, которое заложил в 1842 году начальник Центра Кавказской укреплённой линии Владимир Голицын. Идея выглядела красиво: обрабатывать сад должны были в порядке стажировки крепостные горских князей, не только снабжая гарнизон едой, но и проникаясь европейским образом жизни.

К 1849 году коменданта-садовода выжил с должности первый Кавказский наместник и вообще тяжеловес русской политики 19 века Михаил Воронцов, однако идеей его проникся, и к 1850 году в Нальчике расцветали саженцы из Грузии и Крыма. Но ценность их в краю джигитов и торговцев понимали в основном офицеры высших чинов, и по мере того, как шла на спад Кавказская война, сад приходил в упадок.

В 1865 году его даже не продали, а безвозмездно отдали князю Атажуко Атажукину, представителю одного из знатнейших кабардинских родов, среди предков которого был пяток князей-валиев, и в том числе Кургоко, в 1708 году в Канжальской битве освободивший Кабарду от ига Крымского ханства.

Несколько лет князь ухаживал за садом, а затем поскучнел и влез в долги. К 1880 парк пришёл в такое состояние, что княжий сын Асланбек просто отказался получать его в наследство. Большую часть истории Нальчикской слободы к ней прилегал с юга диковатый лес, пересечённый пастбищами, а вопрос возрождения Атажукинского сада стоял на повестке дня несколько поколений.

По итогам долгих тяжб между властями, энтузиастами и горской знатью наводить порядок в парке начали лишь в 1910-х годах со стороны курортного Долинска, а до бывших крепостных посадок близ слободы руки дошли лишь у советской власти. Зато в итоге получился крупнейший за пределами Москвы городской парк России: 3 километра в длину и 700 метров в ширину между проспектом Шогенцукова и поймой речки Нальчик.

Парк сменил пяток названий: имени Коммунистического Интернационала (с 1923), Кабардинский (с 1930), имени Сталина (с 1933), Парк культуры и отдыха (с 1958), вновь Атажукинский (с 2007), но во всех ипостасях он состоял из 2 частей: Курортный парк со стороны Долинска и Городской парк со стороны центра.

Второе название явно намекает на то, что благоустраивать его начали с превращением Нальчикской слободы в город.

-2

Таким, через арку, видимо, 1910-х годов, был вход в парк до появления всех монументов и фонтанов:

-3

Нынешние ворота (1934) проектировал целый Виктор Веснин, один из законодателей конструктивизма. Классическое наследие ему явно было не близко - честно говоря, ворота как ворота:

-4

Здесь Горпарк превращается в солнечную, людную поляну. На проспект Шогенцукова она выходит Кабардинским театром (1937-40):

-5

...а в пойму Нальчика - парой безымянных прудов. В Гражданскую войну под обрывом в запущенном парке творились страшные дела: лестница спускается к памятнику (1932) на братской могиле жертв белого террора.

-6

Ей вторит вот такая, явно современная, плита наверху:

-7

Посередине - Вечный огонь Славы (1949) над могилой красноармейцев, павших при освобождении города в первые дни 1943 года.

-8

Отсюда вглубь парка уходит главная аллея. Посреди неё встречает Звёздный камень, который хочется принять за метеорит:

-9

На самом деле это проект Алима Пашт-Хана, сына и коллеги кабардинского художника Германа Паштова. Родной Кавказ он давно поменял на германские Альпы, где находится и большинство его творений вроде крупнейшей в мире фарфоровой вазы АРУРА в тюрингском замке Лойхтенбург. Однако про родину der Kabardiner всё же не забывает: 47-тонный Звёздный камень бы привезён в 2017 году из Безенгийского ущелья, а каждая бронзовая вставка на нём обозначает одну из адыгских традиций:

-10

Попадаются нелепо-розовые питьевые фонтанчики. Вполне себе действующие, но увы, только в парке - тут вам не Ереван...

-11

Главный здесь - фонтан "Рыбы" (1953), которым я начал рассказ из-за ракурсов с перспективой аллеи. Он находится примерно в середине Горпарка. Южнее с 1968 года стоят памятники Бекмурзе Пачеву из Нартана и Кязиму Мечиеву из Безенги - кабардинскому и балкарскому первопоэтам.

-12

Границу парка со стороны города образует проспект Шогенцукова, на который с другой стороны выходит сталинская колоннада стадиона "Спартак":

-13

Названный в честь писателя начала ХХ века, впервые создававшего на кабардинском языке художественную прозу, проспект зарождается в Старом городе, но своё настоящее лицо обретает лишь поравнявшись с Атажукинским садом: с одной стороны - парк, с другой - ограды санаториев и стадиона.

-14

Как бы обойдя по ней сад, зайдём теперь в него с обратной стороны - из Долинска. Здесь его открывает позднесоветский Дворец культуры курорта, или попросту Курзал с очаровательной мозаикой на парковом фасаде:

-15

Дальше по аллее - заброшенная Старая водогрязелечебница (1960), взамен которой новую построили в 2011 году:

-16

Рядом "Источник Нальчик" (1969) - классическая питьевая галерея, так хорошо знакомая по курортам КавМинВод:

-17

Как я понимаю, вся минералка здесь из скважин, а по свойствам её разные виды похожи на "Ессентуки №4" и "Горячий Ключ".

-18

Что было здесь - теряюсь в догадках, а в комментариях пишут - ДЗОТ времён войны:

-19

А вот глядящий на проспект Шогенцукова ресторан "Бочка" при всей очевидной новодельности - тоже родом из 1960-х:

-20

Вернее, это реплика - с оригинал с орнаментами на фасаде сгорел, а нынешнее здание несколько иначе оформлено и к тому же гораздо (так как в нём 2 этажа) больше. Внутрь, увы, я не зашёл - то ли было нерабочее время, то ли и тут всё закрыто на неопределённый срок.

-21

Даром что на одной линии с "Бочкой", но в глубине парка по берегу подпруженного в 1960-х годах Курортного озера вытянулся целый ряд балкарских ("Кууанч", "Сармат") и кабардинских ("Панорама", "Барашка") ресторанов, существующих с 1990-х годов. Причём, несмотря на вечный избыток клиентов, отличных: для Кабардино-Балкария эта набережная - фасад национальной кухни.

-22

Самый крупный и молодой ресторан "Панорама" под характерным козырьком занимает бывшую станцию Большой Канатной дороги:

-23

Пущенная в 1977-м, она действительно была большой: 2,5 километра длины, более 350 метров перепада высот от 570м в городе до 915м на вершине горы Большой Кизиловки, также известной под кабардинским названием Зейшуг - всё это вполне сравнимо с любой из линий Эльбруса и Чегета или даже рейсовой канатной дорогой Тырныауза.

Но закат нальчинского курорта начался ещё до распада Союза, когда у изнеженного обывателя слово "Кавказ" стало ассоциироваться с загоравшимися одна за другой горячими точками. В 1989 году Большая Канатка была остановлена, а возрождая курорт в 2013 году, власти сочли, что её проще разобрать, чем отремонтировать.

-24

Теперь главный аттракцион Курортного озера, мне знакомый по Азербайджану и Ирану - катание кругами на моторных лодках:

-25

Чуть в стороне от берега высится башня, которую легко принять за не оправдавший бизнес-плана новодел. На самом деле это вполне себе аутентичная, как бы не единственная в своём роде не вайнахская и не сванско-балкарская, а кабардинская башня: её воздвиг в 1867 году Атажуко Атажукин как первое здание своей усадьбы.

Увы, оставшееся и последним: полвека башня стояла бесхозной, успела обрасти кустами и легендами, содержание которых нетрудно представить по прозвищу Башня Влюблённых, и в курортный период не раз перестраивалась, обретая всё более романтичный вид.

Всю историю это была смотровая площадка, только в одни эпохи туда поднимались, оплатив билет, по благоустроенным лестницам, в другие - карабкались по их обломкам. Теоретически, смотровая тут есть и сейчас, но я, по сложившей в Нальчке традиции, попал на затяжную реконструкцию.

-26

Дальше, меж двух озёр, наступает кульминация Атажукинского сада - само собой, с точки зрения не туриста, претендующего на элитарность, а простого местного жителя, который выбрался с женой и детьми поразвлечься. За башней начинается зоопарк, сменяющийся парком аттракционов:

-27

В последнем запоминаются вечерняя подсветка деревьев да обилие малых форм: например, фонтан "Слоны" (2010) с кадра выше или двое ворот - со стороны Долинска в виде Лондонского моста:

-28

А со стороны Горсада и вовсе не очень-то поддающихся описанию:

-29

За проезжей аллеей на кадре выше и начинается Горсад - минут за 15-20 по уходящей вдаль аллее можно дойти к фонтану "Рыбы", у которого я начинал прошлую часть. На границе двух частей парка в 1955-57 годах по проекту грузинского архитектора Георгия Мосулишвили были сооружены необычайно красивая Ротонда...

-30

...Зелёный театр (справа) и крайне необычный для российского сталинского стиля ресторан "Эльбрус" (слева). Тут стоит сказать, что балкарцы в 1944-57 годах были депортированы в Казахстан, а сама высокогорная Балкария в 1944-55 годах имела других хозяев. 13 лет после депортации Грузинская ССР начиналась в 15 километрах за Тырныаузом и включала Иалбузи (Эльбрус), Чегети и Терсколи. Но грузинская советская архитектура в итоге обнаружилась не там, а в Нальчике:

-31

Новодельный вид у этих зданий же от того, что в 2010-х их восстановили практически из руин, причём "Эльбрус" ещё и сменил специализацию - теперь это не какой-нибудь там ресторан, а Дворец торжеств.

-32

Ниже стоит гостиница "Трек", опять же типично по-нальчински слишком дорогая и слишком хорошая: я предпочитаю отдавать за одноместный номер с удобствами 1200-1500 рублей, но тут за 2000 получил дабл размером с хорошую городскую квартиру, с тяжёлой мебелью из натурального дерева и видом на зелёные холмы да пороги речки Нальчик.

Друзья пишут, что лучше в этом городе снимать квартиру: хотя гостиниц в Нальчике десятки, я так и не нашёл ничего под мой бюджет, но приемлемого качества. Как я понимаю, построили "Трек" в том же 1957 году на месте старой электростанции (1925):

-33

А могла быть одна из интереснейших архитектурных достопримечательностей города: мавританская архитектура в раннем СССР - это то, что не придумаешь нарочно. Впрочем, почти такую же электростанцию я видел в Баку.

-34

Здесь - сердце Атажукинского сада: небольшой озеро Трек, заполненное в 1913-15 годах, а название получившее, видать, с лёгкой руки велосипедистов, повадившихся кататься вокруг пруда.

-35

С берегов Атажукинских озёр в погожий день отлично видны далёкие вершины, обычно скрытые домами и деревьями:

-36

Только вот опознать их пытаться я не рискну, разве что справа вдали треугольная гора подозрительно похожа на безенгийскую Гестолу (4860м):

-37

Над гладью Трека - гирлянда кресел Малой Канатной дороги, пущенной в 1968 году:

-38

Но канатные дороги - тема для отдельного рассказа.