Теорию о «живых книгах» я открыла для себя совсем недавно. Её автор – британский педагог Шарлотта Мейсон, жившая в 18-19 веках. Благодаря ей и в нашей семье стали совсем по-другому относиться к детской литературе.
Шарлотта Мейсон (1842-1923 гг) была прогрессивным педагогом своего времени. Считается, что она повлияла на систему образования Великобритании. Один из её тезисов состоит в том, что нужно с уважением относиться к ребенку, верить в его способности, заложенные природой, а лучшие учителя для детей – это родители. Основа философии Мейсон звучит так: «Образование – это атмосфера, это дисциплина, это жизнь».
А ещё Шарлотта Мейсон ввела понятие «живые книги». Как раз это направление мне оказалось очень близко. Так что же это такое?
«Живые книги» – это вовсе не учебники, написанные сухим, скупым языком. Надо сказать, я в детстве их не читала. Помню, каждый год покупали новенькие, хрустящие учебники по географии, физике, биологии. Но я их открывала крайне редко – было неинтересно. Так вот, по теории Мейсон, учиться нужно не по таким учебниках (хотя в школе всё равно этого не избежать), а по книгам, написанным интересным, красочным языком.
«Живые книги» – это, как правило, художественная или научно-популярная литература, написанная увлечёнными своим делом авторами. Именно такие книги будят воображение. Читать их интересно, а как известно, интересно поданная информация запоминается детьми лучше всего.
Когда я стала погружаться в эту тему, то оказалось, что «живых книг» великое множество, нужно только отыскать их в море литературы. Я удивилась, обнаружив, что даже математику и физику можно изучать не по учебнику, а по книге, описывающей науку как приключение: с фокусами, загадками, законами, интересными героями. Такие книги, например, у Якова Перельмана («Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел», «Физика на каждом шагу», «Обучающие математические сказки», «Математика в занимательных рассказах», «Занимательная алгебра» и т.д.).
Мои дети ещё не достигли школьного возраста, поэтому я выбираю «живые книги» в основном по окружающему миру. Это изучение законов и жизни природы через красочные, эстетичные, интересные и одновременно познавательные издания.
Детям очень нравятся такие книги, читаем с удовольствием. Также я уже подбираю разные издания на будущее, например, по русскому языку. Оказывается, можно и его изучать не просто по учебнику, а по художественной книге, в которой интересно описаны правила. Это, я считаю, существенно скрашивает процесс обучения. Ведь не все дети любят заниматься и что-либо изучать. А вот слушать и читать занимательные истории нравится, пожалуй, большинству.
Екатерина Босова