Найти в Дзене

Матч возрождения. Сорок лет спустя. Часть 2 (окончание)

Матч возрождения. Часть 1 Алексей Иванович Леонтьев - советский футболист и спортивный журналист, в 1983-ем опубликовал свои воспоминания о праздновании сорокалетия первого мат­ча в победившем Сталинграде. Да, те две ночи спартаковцы А. Аки­мов, Борис, Василий и Виктор Соколо­вы, Г. Глазков, К. Малинин, Н. Моро­зов. А. Оботов, А. Сеглин, Б. Смыслов, В. Степанов, О. Тимаков, С. Холодков, В. Щагин и автор этих строк ждали вылета в Сталинград на центральном аэродроме Москвы. Он в то время находился в районе Ленинградского проспекта, где ныне расположен аэро­вокзал. Известно, что нет ничего мучительнее, чем ждать. За двое суток мы чертовски устали, и, когда оказались в самолете, сон свалил нас. Однако, когда подлетали к Сталинграду, внутри сработал какой-то механизм, и все мы открыли глаза, столпились у иллюминаторов. Под самолетом расстилалась выжженная земля, на которой серыми квадратиками выделялись бывшие кварталы на многие километры рас­кинувшегося вдоль Волги города. Кое- где громозд

Матч возрождения. Часть 1

Алексей Иванович Леонтьев - советский футболист и спортивный журналист, в 1983-ем опубликовал свои воспоминания о праздновании сорокалетия первого мат­ча в победившем Сталинграде.

Да, те две ночи спартаковцы А. Аки­мов, Борис, Василий и Виктор Соколо­вы, Г. Глазков, К. Малинин, Н. Моро­зов. А. Оботов, А. Сеглин, Б. Смыслов, В. Степанов, О. Тимаков, С. Холодков, В. Щагин и автор этих строк ждали вылета в Сталинград на центральном аэродроме Москвы. Он в то время находился в районе Ленинградского проспекта, где ныне расположен аэро­вокзал.

Известно, что нет ничего мучительнее, чем ждать. За двое суток мы чертовски устали, и, когда оказались в самолете, сон свалил нас. Однако, когда подлетали к Сталинграду, внутри сработал какой-то механизм, и все мы открыли глаза, столпились у иллюминаторов. Под самолетом расстилалась выжженная земля, на которой серыми квадратиками выделялись бывшие кварталы на многие километры рас­кинувшегося вдоль Волги города. Кое- где громоздились руины некогда высоких и красивых зданий...

Невольно возник вопрос: города нет, где же играть? Ответа на него мы так и не нашли. Нас отвлекли два красно­звездных истребителя, лихо демонстрировавших свое мастерство. Так в сопровождении «почетного эскорта» мы и приземлились на военном аэродроме под Сталинградом. Встречали нас горячо, с особой, непередаваемой словами радостью. Летчики пожали нам руки и сказали, чтобы мы играли спокойно, и не о чем не беспокоились. Стадион есть, и охрана надежная. Они же поп­росили мяч, заявив, что сбросят его с самолета на поле, где будет проходить матч.

Бекетовка уцелела. Нас разместили в школе, расстелив на полу матрацы и вручив несколько гильз от снарядов, превращенных в осветительные прибо­ры. Отдыхать, однако, не пришлось. Скоро на машинах повезли через весь город к тракторному заводу. И тут-то мы обнаружили, что жизнь не замерла в разрушенном Сталинграде. В обезо­браженных коробках цехов слышались гулкие удары, скрежет железа, вспыхи­вали огни автогена. Но особенно запомнилась нам землянка, у которой женщина в ватни­ке и кирзовых сапогах стирала белье, а около нее на шесте была прикрепле­на табличка с такой надписью: «Ремонт обуви и одежды».

Незаметно пролетело время. Пора на стадион «Азот», где «Спартаку» предстояло «сразиться» с командой сталин­градского «Динамо». Из бесед с сопровождавшими нас товарищами мы узнали, сколько изобретательности и труда вложили энтузиасты, в том чис­ле и футболисты, чтобы подготовить изрытое воронками поле к игре, сколотать скамейки для зрителей, построить раздевалки.

Скамеек для зрителей было сделано на три тысячи мест. А на матч приш­ло столько народу, что яблоку, как го­ворится, негде было упасть.

...Оператору кинохроники не уда­лось запечатлеть момент, когда над стадионом появился истребитель. Он спикировал над стадионом и сбросил мяч. Но сыграть этим мячом нам так и не пришлось. Дело в том, что мяч, ударившись о край футбольного поля, подпрыгнул и перелетел через трибуну. А там вездесущие пацаны реквизиро­вали для своей надобности столь доро­гой подарок, свалившийся к ним с не­ба.

Против спартаковцев хозяева поля выставили команду, в которую входили В. Ермасов, К. Беликов, А. Шеремет, А. Моисеев, А. Колосов, Б. Зуев, И. Фролов, Ф. Гусев, Г. Шляпин, С. Плон- ский, С. Пеликян, Л. Назарчук, В. Ива­нов. И надо отдать должное динамов­цам, они сражались на футбольном по­ле, как и положено сталинградцам, За­бив нам гол, они сделали все, чтобы не пропустить. Спартаковцы, стремясь отыграться, атаковали отчаянно, бес­прерывно, мощно. Хозяева, однако, вы­стояли и победили!

"Динамо" Сталинград 1943. Фото bloknot-volgograd.ru
"Динамо" Сталинград 1943. Фото bloknot-volgograd.ru
Хорошо сыграл наш «кипер» Ва­ся Ермасов, — вспоминал защитник и капитан «Динамо» Константин Бели­ков

Капитан «Динамо» Константин Беликов
Капитан «Динамо» Константин Беликов
Да что я, — отвечал Василий Ер­масов. — Все ребята играли, как одер­жимые, свято соблюдая заповедь: один за всех и все за одного. Да и сам Ко­стя разве не отличился, как капитан показывая пример самоотверженно­сти?..

Сергей Плонский рассказывал:

Нам даже не верилось, что мы победили. Но когда спартаковцы нас об­няли и расцеловали, все стало на свои места. И не было для нас большей ра­дости, чем этот подарок, своевременно преподнесенный бойцам-сталинград­цам...

После матча вечером нас пригласили в сколоченный из досок летний театр, где выступал джаз Бориса Ренского, известного в довоенное время дириже­ра. Там мы и оценили слова летчиков, заявивших, чтобы мы ни о чем не бес­покоились.

Борис Борисович Ренский - советский музыкант, конферансье, руководитель джаз-оркестра.
Борис Борисович Ренский - советский музыкант, конферансье, руководитель джаз-оркестра.

Неспокойно было еще в Сталинграде. Во время концерта за стенами театра вспыхнула пальба. Джаз замолк. И вдруг на сцену выхо­дит майор и говорит:

Товарищи! Не беспокойтесь. Это фашисты пытаются заминировать фар­ватер Волги. Зенитки их не подпустят, а «ястребки» свое дело туго знают. Так что веселитесь!..

...Прошло сорок лет. Спартаковцы - участники первого матча в победившем Сталинграде едут на празднование его сорокалетия. Нас семеро: А. Акимов, К. Малинин А. Оботов, Виктор Соко­лов, О. Тимаков, С. Холодков и я. В Волгограде нас встречают старые ди­намовцы, и их оказалось семеро: К. Бе­ликов и В. Ермасов, С. Плонский и С. Пеликян, А. Колосов, И. Фролов, Г. Шляпин. Мы немолоды. Но молод и красив город на Волге, гостями ко­торого мы стали.

Константин Малинин:

Несколько десятков лет я не был здесь. Десяток лет для нас - это большой срок, для истории - мгновение. И как не удивляться, что за сорок годков такое чудо выросло на черной, обуг­ленной земле, где и травинку найти было невозможно.

Насыщенной оказалась программа празднования сорокалетия первого мат­ча в победившем Сталинграде. На иг­ру с волгоградским «Ротором», пре­емником довоенного «Трактора» и во­енного «Динамо», вновь прибыл мос­ковский «Спартак». И вот все вместе, ветераны и молодые, посетили Мемо­риал на Мамаевом кургане, осмотрели панораму «Сталинградская битва», воз­ложили цветы к памятнику защитникам Царицына и Сталинграда у Вечного огня.

Фото из еженедельник "Футбол-хоккей"
Фото из еженедельник "Футбол-хоккей"

Затем хозяева и гости во главе с секретарем С. Фроловым собрались на митинг. Когда слово было предоставлено спар­таковцу О. Романцеву, он заявил, что вся команда решила перечислить сбор от матча в Фонд ми­ра. Капитана «Спартака» поддержали комсорг «Ротора» С. Резник и вратарь В. Владющенков. Предложение команд было принято единогласно.

Олег Романцев - советский футболист, выступавший на позиции защитника, позже советский и российский футбольный тренер. Мастер спорта СССР международного класса (1980). Заслуженный тренер РСФСР (1990). Как игрок известен по выступлениям за красноярский клуб «Автомобилист» (ныне «Енисей») и московский «Спартак», в составе сборной СССР стал бронзовым призёром летних Олимпийских игр 1980 года.
Олег Романцев - советский футболист, выступавший на позиции защитника, позже советский и российский футбольный тренер. Мастер спорта СССР международного класса (1980). Заслуженный тренер РСФСР (1990). Как игрок известен по выступлениям за красноярский клуб «Автомобилист» (ныне «Енисей») и московский «Спартак», в составе сборной СССР стал бронзовым призёром летних Олимпийских игр 1980 года.

Хорошее дело сделали футболисты московского «Спартака» и волгоград­ского «Ротора»!

Праздник удался, Матч получился от­менным, богатым на голы. Особенно интересной оказалась игра после того, как Романцев, пытаясь овладеть мя­чом, нечаянно направил его в ворота Дасаева. Спартаковцы, естественно, не могли примириться с таким ходом со­бытий и взвинтили темп. Это и позво­лило Гаврилову и Романову вывести свою команду вперед.

Но волгоградцы не сдались. Им очень хотелось быть достойными тех, кто играл со спартаковцами в 1943 го­ду. И они добились своего. Вначале Пантелеев после хорошо разыгранной комбинации сравнял счет. А на 89-й минуте Никитин метким ударом под­вел итог матча. Победу, как и сорок лет назад, одержали хозяева поля. 20 тысяч волгоградцев (вторая половина стадиона реконструируется) тепло при­ветствовали футболистов.

В этом году исполнилось 80 лет со дня Матча возрождения. А в начале мая нынешнего года был проведен ретро-матч в Волгограде, посвященный этому событию, в котором участвовали ветераны "Спартака", а состав хозяев сформирован был из легенд волгоградского «Ротора» и московского «Динамо», Первый удар с центра поля нанес Никита Павлович Симонян. Московскому "Спартаку", спустя 80 лет, удалось взять реванш. Матч закончился со счетом 2:0.

Благодарим, что читаете наш канал на Дзене! Отдельное спасибо за подписку, лайки и комментарии, они помогают развитию канала!

Источник: еженедельник "Футбол-хоккей". Фото из открытых источников, если не прописано иное. Видео: @user-ln3sh8ld4v