Секты встречаются в самых разных странах. Они весьма приспосабливаемы к внешним условиям. Им совершенно неважно демократия ли в стране или автократия. На них не способны повлиять ни общий уровень благополучия населения, ни уровень его образования, ни степень правовой защиты. Будь государство теократическим или атеистическим, клерикальным или светским – секты найдут в нём тёмный уголок, в котором бросят свои зёрна и прорастут. Не миновала эта участь и Страну Советов. В этой статье вспомним три известные секты родом из СССР.
Корабли изуверов
В 1930 году в Ленинграде состоялся судебный процесс над представителями секты «корабля изуверов» или «скопческого корабля». Их обвиняли в членовредительстве. На своих реальных суднах, которые можно было найти как в столице, так и на периферии, сектанты читали религиозную литературу и проводили ритуалы. Корабли для них символизировали общину, плывущую к спасению. Собирались сектанты на баржах и пароходах ещё и по причинам безопасности. Шпионить за людьми, плывущими по реке, было гораздо сложнее, чем за соседями в закрытом помещении: у стен были уши.
В какой-то момент ленинградские скопцы потеряли бдительность и организовали на ткацкой фабрике свою подпольную ячейку. Там они вербовали женщин и склоняли их к ритуальному удалению груди, которое олицетворяло оскопление. На процессе ленинградских «корабельщиков» прокуроры вместе с прессой особое внимание уделяли биографиям задержанных: все они имели непролетарское происхождение. Это также ставилось им в вину. В историю ленинградский корабль вошёл как «корабль изуверов» (по названию вышедшей брошюры).
А вот сектанты из Саратова запомнились как представители «чёрного корабля». Все подсудимые в один голос твердили, что оскопились самостоятельно, случайно или вдохновлённые чтением Нового Завета. Также они убеждали правоохранителей, что крови не было, поэтому им не нужна была медицинская помощь. Из-за этого им не смогли вменить членовредительство. Но прокуроры и судьи нашли выход: саратовцев обвинили в эксплуатации людей, так как завербованные мужчины и женщины работали бесплатно.
Сектантам из Ленинграда и Саратова пришлось отвечать и за экономические преступления, и за аморальное поведение. Они получили различные тюремные сроки, всё имущество (в том числе большие денежные накопления) были конфискованы. То же самое ждало московских и финских скопцов. К 1936 году все организации этого движения были ликвидированы. Точку в этом деле (на какое-то время) поставила вышедшая книга, в которой утверждалось, что скопческие общины – это оружие фашистов, которые пытались через религиозную стерилизацию ослабить страну.
Скопцы Эпохи застоя
Зимой 1967 года скорая помощь Калининской области нашла на улице истекающего кровью мужчину, у него были удалены детородные органы. Спасти Евгения Сташука не смогли. Следователи посчитали, что ранение было нанесено в целях мести; причиной мог быть самосуд или ревность. В доме погибшего провели обыск: ничего необычного найдено не было, однако над кроватью Сташука обнаружили странный рисунок – буква «С» в форме серпа. После этого обыскали дом бывшей жены покойного. В нём правоохранители нашли окровавленный нож. Подозрение сразу пало на нового мужа женщины. На Алексеевнина надавили, и он, подписав чистосердечное признание, получил семь лет заключения.
Однако через некоторое время на улице обнаружили тело Владимира Иванова. Несмотря на травмы, нанесённые бродячими собаками, было установлено, что погиб он от переохлаждения, когда уснул пьяным на морозе. У Иванова также были отрезаны гениталии. Но, поскольку скончался он по другим причинам, разбираться в причинах такого странного факта не стали. Однако один из милиционеров, который встречался с соседкой Сташука, заинтересовался этим делом и решил провести расследование. Ему удалось выяснить, что его женщина, Сташук и Иванов состояли в одной секте. Она была связана с деятельностью скопцов, о которых никто не слышал с конца тридцатых годов.
Для поимки скопцов, которые собирались в известковых пещерах, привлекли сотрудников КГБ. Однако операция не имела успеха, так как сектанты разбежались через разветвлённые ходы пещеры. И всё же одного участника задержали, им оказался местный краевед, между прочим, довольно известный и уважаемый человек. После этого следствие придумало провести общую диспансеризацию. Она и помогла выловить других сектантов и лидера движения, рецидивиста Сергей Савченко.
Выяснилось, что Савченко отбыл два срока за домогательство к детям. Третий срок его миновал, так как отец девочки, над которой он надругался, не стал обращаться в милицию. У мужчины за плечами было уголовное прошлое, и он совершил над Савченко самосуд, лишив того гениталий. Это и подтолкнуло рецидивиста организовать секту. Предлагая завербованным участникам «спасение души» и жуткий ритуал очищения, Савченко наживался на их доверчивости. Фирменный знак секты – буква «С» в форме серпа – символизировал Кондратия Селиванова, основавшего это движение ещё в XVIII веке.
Евгений Сташук, обезумев от боли, сбежал сразу после уродующего ритуала и погиб. Иванова же ликвидировали сами скопцы, поскольку Савченко усомнился в его лояльности. Мужчину опоили и бросили замерзать на улице. Организаторов его убийства приговорили к тюремному сроку, Савченко и двух его ближайших помощников – в высшей мере. Всего в секте, кстати, было не больше 30 человек.
«Коллектив» Столбуна
Эта секта стала широко известна в 2020 году после того, как Российская государственная детская библиотека решила посвятить литературную премию недавно скончавшемуся Эдуарду Успенскому. Против этой инициативы выступила дочь писателя, Татьяна Успенская. Её поддержал детский автор Валентин Постников, который с детства знал Успенских. Татьяна и Валентин заявили, что Эдуард Успенский был алкоголиком и домашним тираном. Он был дружен с парамедиком Виктором Столбуном и отдал в его секту собственную дочь. Там Татьяна, будучи ребёнком, подвергалась жестокому обращению. Вместе с ней в «коллективе» Столбуна жила Анна Чедия Сандермоен, внучка выдающейся учёной-геолога Дины Михайловны Чедия. В своей книге «Секта в доме моей бабушки» Анна рассказала о том, как жила в условиях тоталитарной секты и каким пыткам в ней подвергались дети.
Популярный в 80-ых годах парамедик Виктор Столбун, прикрываясь научными терминами, убеждал население СССР в том, что весь мир болен шизофренией, и только он знает, как спастись. Опираясь на довольно влиятельных людей из политической и культурной элиты (в том числе на Успенского, Ролана Быкова, Владимира Шаинского, Василия Ливанова), Столбун безнаказанно втягивал в свою секту целые семьи. Родители приводили в коммуну своих детей, желая спасти тех от шизофрении. Они щедро спонсировали «главного», которого боготворили.
Детей спасали средневековыми методами, главными среди которых были побои и оскорбления. В своей книге Анна Чедия вспоминала, что детей полагалось бить, если они тихо говорили. В тихом голосе усматривались признаки скрытой агрессии, от которой ребёнка нужно было избавить. Отдельно она описывала жестокую процедуру «слоения», которая приводила к химическим ожогам. Если дети жаловались родителям, их наказывали уже в семье. Не обходилось и без «трудотерапии»: дети обязаны были работать вместе со взрослыми и приносить пользу. Все заработанные в «коллективе» деньги шли на счёт спасителя.
Множественные проверки ни к чему не приводили: сектантов защищали влиятельные люди. Чтобы скрыться от преследования они постоянно переезжали. Нередко детей заставляли самостоятельно добираться до нового поселения: они ловили на трассе попутные машины. Бабушка Анны, занимавшая одну из самых высоких позиций в иерархии коммуны, до конца жизни была предана Столбуну. Сам лидер культа скончался в 2003 году. По некоторым данным, его детище до сих пор существует, а выросшие в его стенах дети практикуют изуверские воспитательные методы в жизни.