Зампред Госдумы и соратник Захара Прилепина Александр Бабаков опубликовал статью о промежуточных итогах «соревнования» российского либерализма с китайским социализмом:
«Президент неоднократно подчеркивал большую значимость участия России в реализации идеи Си Цзиньпина «Один пояс — один путь».
А на Валдайском форуме он говорил, что и страны Глобального Юга набирают лидерство. Эти слова означают, что мы должны быть соразмерны нашим партнерам по темпам роста, по динамике...
Самоустранение с нашего рынка многих западных компаний открыло огромные рыночные ниши, которые начали активно занимать как российские, так и не российские, но дружественные производители. Прежде всего – китайские.
В некотором смысле можно сказать, что в последние полтора года мы наблюдаем почти идеальный натурный эксперимент по прямому сравнению эффективности двух экономических систем – российской и китайской.
Надо отметить, что эксперимент проходит почти исключительно на нашей территории (на китайском рынке видно почти исключительно наших сырьевиков, но не обрабатывающие отрасли)...
Результаты этой «игры», которые можно уже совершенно определенно зафиксировать по итогам прошедших полутора лет очень впечатляют.
Мы наблюдаем, что уход западных компаний привел к быстрому росту отечественных производств. По крайней мере, такого роста мы не видели уже много лет, а во многих отраслях – и вообще никогда после падения СССР.
Мы говорим об отраслях за пределами ВПК. Так вот, наши производители здорово прибавляют – от 10 до 20-25% в годовом исчислении, иногда и 50-60%, но китайские предприниматели в тех же отраслях прибавляют кратно. Где в два раза, где в пять раз.
Принципиально важно то, что в большом числе случаев доля российских производителей на собственном рынке – при росте их выпуска на 20-25% - снижается! То есть отечественное производство растет, а его рыночная доля снижается!
За счет чего китайцы настолько хороши, настолько конкурентоспособны?
Причины лежат на поверхности. Цены китайцев – ниже на 25-30%, нередко – в два раза. При сопоставимом качестве...
Самый главный секрет успеха в том, что российским производителям противостоят не китайские производители, а целое китайское государство, которое всячески поддерживает своих производителей.
Китайцы получают у себя длинное кредитование на 7-10 лет под очень низкую (дифференцированную по отраслям и целям) ставку – от 0 до 3-4%. У нас и в лучшие времена таких ставок в принципе не бывало, а сейчас они начинаются с 15%.
С китайской стороны нашим залогам противостоят списания – и даже не процентов, а части тела кредита, – в случае успеха проекта. То есть у нас: дайте залог дополнительно к 15% платы за кредит; у них – спишем треть или половину тела кредита, который и так стоил 2-3-4 процента годовых.
В результате изначальная стоимость проекта (а потому и текущие списания), равно как и процентная нагрузка у наших компаний и китайских различается кратно.
И ведь еще есть и активнейшая китайская промполитика, а это очень дешевая или вообще бесплатная инфраструктура, обучение персонала за госсчет, огромные рисковые суммы на НИР и НИОКР, прямые экспортные субсидии.
Нам сразу возразят – а это все «нерыночные методы»! А мы даже спорить не будем. И не будем на этот раз обсуждать, кто и как определяет рыночность или нерыночность тех или иных инструментов.
Китайцам все равно, кто и что сказал. Их интересуют не слова и разговоры, а исключительно реальный результат в реальном мире...
Хочу переложить китайскую формулировку «рыночности» на наши рельсы: рыночно все, что помогает отечественному производителю в рыночной конкуренции – как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Наш огромный сосед уже несколько десятилетий живет именно по таким правилам: государство и бизнес – это две чрезвычайно согласованные и дружеские руки одного и того же организма. Государство всемерно поддерживает бизнес, бизнес везде, где можно, поддерживает государство. И это есть единственно приемлемая норма.
Источник: Известия